Судебные разбирательства вокруг одиозного политика и бизнесмена из Сибири шли три с половиной года. Анатолию Быкову предъявили несколько обвинений, связанных с убийствами. Также следствие доказало, что предприниматель и экс-депутат Законодательного собрания Красноярского края ещё с начала 1990-х возглавлял крупнейшее в регионе (и одно из крупнейших в стране) преступное сообщество. Защита очень надеялась на присяжных заседателей. Быков – популярная в народе фигура.
Разбирательства вокруг Анатолия Быкова завершились 11 декабря. Последнее дело рассматривал Кировский районный суд Красноярска. Он вынес приговор по делу об организации и подстрекательстве к убийству красноярского преступного авторитета Владимира Филиппова четверть века назад.
– Суд признал Быкова виновным в совершённом преступлении и назначил ему наказание – 12 лет, а по совокупности с ранее вынесенными приговорами – 20 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Быков свою вину не признал. Приговор не вступил в законную силу, – сообщает пресс-служба суда Красноярского края.
Владимир Филиппов тоже был далеко не последним человеком в криминальном мире Красноярска.
Но его карьера завершилась летом 1998 года: киллеры расстреляли авторитета возле его подъезда.
Как писал ранее «Октагон», в мае этого года экс-депутат красноярского заксобрания и бывший владелец Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) уже получил 11 лет за убийство бизнесмена Андрея Неколова в 2005 году. А в сентябре 2021 года – 13 лет за убийство двоих участников своей бригады в 1994-м.
– Этот приговор укладывается в канву всех приговоров, где так или иначе есть политическая составляющая. Она заключается в том, что, какие бы доказательства невиновности защита ни представила, никакого иного приговора, кроме обвинительного, суд вынести не может, – заявляет адвокат бизнесмена Алексей Прохоров после финального заседания суда.
В успех апелляции верится с трудом. И единственная хорошая новость для Быкова заключается в том, что три с половиной года он уже отсидел – проведённое в СИЗО время, как известно, зачитывается в срок.
Башни услышали
С именем Анатолия Быкова связана целая эпоха в политической жизни Красноярского края. Он несколько раз избирался депутатом регионального парламента. При этом сам предприниматель предпочитал не входить в какую-либо партию. Пока российское законодательство позволяло создавать региональные предвыборные объединения, на выборы шли различные модификации «Блока Быкова». Затем бизнесмен избрал стратегию создания местных филиалов федеральных партий – не самых, разумеется, влиятельных. Сначала это был уже канувший в Лету «Евразийский Союз», позже – «Патриоты России». При этом каждый избирательный цикл для Быкова был всё менее и менее успешным. Постепенно не стало его людей в заксобрании, притом что в начале 2000-х это была главная фракция. Сошло на нет влияние в горсовете Красноярска.
Фанат русского хоккея и писем Путину
Когда говорят о политике Анатолии Быкове, обязательно используют слова «одиозный» и «лихие 90-е». Припоминают ему начало карьеры в эпоху накопления капитала. Однако политик и бизнесмен, арестованный накануне, был весьма активен в медиа и в десятые.
Перейти к материалуЭто было заметно уже по составу его соратников. Изначально «Блок Быкова» представляли люди, известные и популярные в крае сами по себе – например, журналист одной из первых краевых частных телекомпаний «Прима» Марина Добровольская или красноярский хоккеист с мировым именем Сергей Ломанов. В последние же годы персон с подобным авторитетом и узнаваемостью вокруг Быкова не стало совсем.
Помимо прочего, Анатолий Быков перешёл в жёсткую оппозицию к действующей власти. Критику в адрес губернаторов ему ещё могли простить, но высказывания в адрес Кремля и заигрывания с условными навальнистами – нет. Многие считают, что, нарушив негласное табу, политик определил свою судьбу: компромата на него хватало с избытком, нужен был только повод.
– Я знаю несколько людей с похожим бэкграундом, которые сейчас в топе не только региональной, но и федеральной политики. Но Анатолий Быков не вписался в современную реальность. Хотя, дело, конечно, не только в этом. Каждый поступок имеет последствия. И эти последствия человека настигают – неважно, сразу или через много лет, – уверен политтехнолог и журналист Максим Глазунов.
Каким он парнем был
Одним из столпов популярности Быкова служила его благотворительная деятельность. После того как предприниматель получил контроль над Красноярским алюминиевым заводом, финансовое состояние рядовых металлургов существенно выросло.
– Мы психологически, по сути, ещё жили в Советском Союзе. Тогда одним из мерил богатства была всяческая импортная техника. Помните, были очереди, тянули билеты, 20 человек на какой-нибудь телевизор Gold Star? А тут ты получаешь зарплату, идёшь и спокойно покупаешь и телевизор, и видеомагнитофон, и ещё что-нибудь, – рассказывает ветеран КрАЗа Анатолий Тимофеев.
Были и другие «бонусы». В частности, заводская служба безопасности помогала рядовым сотрудникам «разруливать» некоторые проблемы.
– Я серьёзно попал с покупкой машины. Оказалось, что «девятка» ворованная, у неё номера перебиты. Вышли на меня от её бывшего владельца серьёзные ребята, начали угрожать по полной: «Знаем, где живёшь, у тебя семья». Пошёл к нашим безопасникам, там все быковские были. Забили они им стрелку, всё как положено. Я в этой машине сидел под дулом автомата с женой, пока перетирали, впечатлений хватило на всю жизнь. В итоге сказали: «Всё нормально, мужик, косяк не твой, езжай». Я и уехал. Не знаю, чем там разговор у них закончился, но ко мне больше никто не приходил, – признаётся другой металлург.
В 2001 году Эдуард Лимонов написал книгу «Охота на Быкова», в которой упоминается добрая половина красноярского бомонда тех лет – политического и творческого. Что тоже свидетельствует о степени влияния экс-депутата в то время.
– Бывал я во всем известном ресторане «Яхонт», в том числе и с Лимоновым. Вспомнить есть что. Например, Быкова обвиняли в подготовке покушения на [Андрея] Грабовского. А сам Грабовский сидит сейчас за убийство Сергея Назарова, бывшего замначальника межрайонного отдела по расследованию бандитизма и убийств нашего ГУВД. А я с Серёгой за сутки до его гибели праздновал день рождения у знакомых и потом шарф в его машине забыл. Поразительно, как всё в Красноярске тогда смоталось в один тугой клубок, – делится с изданием один из известных представителей красноярского медиасообщества.
Роли исполняли
Анатолий Быков был, пожалуй, последним значимым красноярским политиком допутинской эпохи. Из тех, кто предпочитал оставаться сам по себе, а не вливаться в стройные ряды «Единой России». Его в этом плане можно было сравнить с неким локальным производителем, который до последнего не сдавал свою долю на рынке, но в итоге всё-таки был поглощён крупными федеральными компаниями.
И завершившийся суд над Анатолием Быковым действительно закрывает определённую страницу в истории не только Красноярского края, но и России. Страницу со сложным и противоречивым содержанием.
– Этот тяжёлый груз рано или поздно должен был завершиться судом. Прекрасно знаю некоторых людей из той славной бригады, которая в уже далёких 2000-х собирала на авторитетного предпринимателя улики – говорит депутат Законодательного собрания Красноярского края Елена Пензина.
«Пачки доказательств куда-то исчезли, многие свидетели замолчали, но, несмотря на это, силовики смогли доказать причастность Быкова к тем кровавым делам, за которые он и сел за решётку».
Елена Пензина
депутат Законодательного собрания Красноярского края
– Многие простые люди его боготворили. Я слышал рассказ женщины из Назарова, которая на встрече поделилась с Быковым бедой: у неё пала скотина. Он выслушал и ничего не сказал. А на следующий день приехала машина и привезла женщине вдвое больше скота, чем у неё погибло. Она разве что не молилась на Быкова, когда рассказывала. Помню свой разговор с одним очень видным красноярским бизнесменом из начала 1990-х. Он уже давно не живёт в России, а тогда был накоротке знаком с Быковым. Он сказал: «Толя хороший парень. Одна беда – он людей убивал». Для меня история про Быкова – это история про хорошего парня, который убивал людей. И о том, куда его это привело. И дай бог ему сегодня донести свой крест до конца. Такой ноше точно не позавидуешь, – заключает Максим Глазунов.