Алиев двинулся в направлении Саакашвили

Алиев двинулся в направлении Саакашвили

Политика 23 июля 2025 Вера Зелендинова

Политический сдвиг Ильхама Алиева очень похож на то, что происходило 20 лет назад с Грузией, возглавляемой Михаилом Саакашвили, который довёл дело до лобового столкновения с Россией в пятидневной войне 2008 года, и по её итогам потерял Абхазию и Южную Осетию, а сам оказался в грузинской тюрьме.

Грузия усилиями западных кураторов была превращена в таран против России, но он оказался слишком слаб. Сегодня при содействии тех же внешних игроков более сильный во всех отношениях Азербайджан превращается в инструмент Большой игры англосаксов по выдавливанию России с Кавказа, пересмотру статуса Каспийского моря, разрушению коридора «Север-Юг» и созданию предпосылок для открытия ещё одного антироссийского фронта.

Головокружение от успехов

Одержав при поддержке Турции и Израиля победу в войне за Нагорный Карабах, Азербайджан сделал решающий шаг к доминированию на Южном Кавказе. Реальных соперников у него нет: Армения и Грузия слабы, Россия далеко и после разворота Еревана на Запад серьёзно влиять на ситуацию в регионе не может.

В Баку уверены в успехе. Карабах покорён, российские миротворцы покинули регион раньше срока. Осталось навязать свою версию мирного договора ослабленной Армении, выдавить российских военных из базы в Гюмри и завладеть Зангезурским коридором, который сегодня (в соответствии с соглашением о перемирии, заключенным осенью 2020 года) остаётся под контролем России.

Завершение карабахского конфликта: в чём риски для России

Премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал к взаимному признанию Баку и Ереваном границ, существовавших на момент распада СССР. По его словам, мирный договор между республиками будет реализован, если обе стороны пойдут на недвусмысленное признание территориальной целостности друг друга и пообещают отказаться от территориальных претензий к другим странам в будущем.

Перейти к материалу

Президент Ильхам Алиев готов решить все эти проблемы в ходе переговоров или силой: «…не следует нас злить, пора понять, что здесь право голоса принадлежит нам. Азербайджан является ведущей экономикой, ведущей военной силой и ведущим государством на Южном Кавказе. В современном мире фактор силы находится на переднем плане, и никто не должен об этом забывать».

Баку играет на обострение

Смена политики в отношении России началась в Азербайджане сразу после крушения самолета Azerbaijan Airlines. Он выполнял рейс Баку – Грозный, а потом упал и загорелся в аэропорту казахстанского Актау, в 440 км от места назначения. Несмотря на бросающуюся в глаза странность этой истории (кто разрешил полёт самолёта в ситуации атак дронов Украиной?), президент Азербайджана возложил всю вину на Россию, фактически повторив реакцию Запада на трагедию рейса MH17, поражённого ракетой над территорией Украины в июле 2014 года: «не важно, что случилось на самом деле, виновата во всём Россия».

После этого азербайджанские власти взяли курс на разрыв культурных связей с северным соседом. В Баку был закрыт «Русский дом» и представительства российских СМИ, началась ликвидация русскоязычных школ. Ильхам Алиев не приехал в Москву на Парад Победы.

Ещё через месяц азербайджанские власти включили режим оголтелой русофобии под лозунгом «Россия – тюрьма народов».

На этом фоне было арестовано и демонстративно избито восемь граждан России, туристов и релокантов – им предъявили обвинения в киберпреступлениях и транзите наркотиков из Ирана.

Поводом для этих демаршей стали смерти двух российских граждан азербайджанского происхождения в ход операции по задержанию членов этнической ОПГ.

Следующим ходом Ильхама Алиева стала демонстративная поддержка Украины. Если раньше Азербайджан поставлял киевскому режиму энергоносители и некоторые виды вооружений, то теперь мейнстримом стала политическая поддержка. Выступая на 3-м международном медиафоруме, президент Азербайджана призвал Украину «никогда не соглашаться с оккупацией» своих земель и использовать опыт Баку, добившегося возвращения Карабаха военным путем.

Ключевая роль азербайджанской диаспоры

Комментируя сложившуюся ситуацию, официальный представитель МИД Мария Захарова и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорят о «сложном периоде» в российско-азербайджанских отношениях и выражают уверенность, что всё наладится, поскольку у отношений двух государств есть «прочная основа». Но они не уточняют, в чем её суть.

В течение многих лет российско-азербайджанское партнерство цементировалось не только культурными связями, общими проектами и торговлей, но и терпимым отношением Москвы к разросшейся азербайджанской диаспоре, которая контролировала огромные активы по всей России, развращала и приручала чиновников, медиа и правоохранителей, врастая в российскую власть.

В результате клан Алиева через своих лоббистов имеет возможность влиять на принятие решений и получать неплохие дивиденды от бизнеса азербайджанских диаспор.

Более того, на территории России начали безнаказанно орудовать азербайджанские спецслужбы. В конце мая они похитили и вывезли в Баку российского гражданина азербайджанского происхождения, 70-летнего историка и бывшего оппозиционера Захираддина Ибрагимова.

Эти серьёзные вызовы вынудили Москву заняться наведением порядка в азербайджанских диаспорах. Начались обыски и задержания по старым и новым делам. Но скептически настроенные наблюдатели сомневаются, что у России хватить «решимости взять за жабры "влиятельных московских азербайджанцев" и поставить ребром вопрос об их лояльности. Слишком уж много всего они знают, слишком многие фигуры в самой российской власти тогда окажутся под ударом, слишком уж тесно они повязаны друг с другом».

Поэтому пока точечные зачистки этнических ОПГ – это не начало тотального очищения, а всего лишь попытки надавить таким образом на Баку. Других инструментов влияния на азербайджанскую власть у Москвы нет. Но это вряд ли поможет, потому что, разгоняя антироссийский тренд, Ильхам Алиев скорее всего действует под влиянием своих «друзей», тех, кто в 2020 году помогли ему завоевать Нагорный Карабах.

Длинная рука Лондона

Главный кандидат на роль заговорщика – Лондон. Он активизировал работу по дестабилизации в центре Евразии сразу после избрания президентом США Дональда Трампа. Введя в эту игру Азербайджан, британские стратеги создают точку напряжения на южной границе России с перспективой открытия ещё одного фронта.

Рычаги влияния на Баку у Лондона есть как косвенные через Турцию – наследство бывшего главы МИ6 Ричарда Мура, так и прямые. Это контакты, наработанные в ходе развития военно-технического сотрудничества и закрепленные назначением военным атташе Великобритании в Азербайджане Гэвина Тарбарда – раньше такой должности в британском посольстве не было.

Лондон усиливает влияние на Баку через назначение военным атташе Гэвина Тарбардта.Лондон усиливает влияние на Баку через назначение военным атташе Гэвина Тарбардта.Фото: посольство Великобритании в Баку

В медийном поле уже появляются вбросы об участии британских советников в секретных совещаниях, на которых разрабатываются планы дальнейших действий: дестабилизации Северного Кавказа, мобилизация азербайджанских и других диаспор для протестных акций в российских городах, изменения статуса Каспия, обеспечение присутствия иностранных контингентов на военных объектах Азербайджана, строительство военной базы Турции для координации военного сотрудничество в рамках тюркского мира с прицелом на втягивание среднеазиатских стран в военные действия против России.

Картину дополняет указ Алиева об отказе от российской системы геопозиционирования ПЗ-90 и переходе на американскую систему WGS 84. Перевод вооруженных сил страны на стандарты НАТО создает предпосылки для использования американского высокоточного оружия и спутниковой разведки США, в том числе и против России.

Во всех этих сценариях Азербайджану отводится роль инструмента, как ранее Грузии, и, если дело дойдёт до вооруженных провокаций или попыток раскачать ситуацию в Дагестане и других Северо-Кавказских республиках, ответ будет таким же, как в 2008 году с теми же последствиями для Азербайджана и его руководства. Неслучайно военные эксперты говорят, что Россия держит серьёзные военные резервы в непосредственной близости от своих южных границ.