Политическую карьеру в России теперь, похоже, можно сделать только через военную спецоперацию (СВО) на Украине – на высокие посты в нынешней иерархии вправе рассчитывать либо непосредственные её участники, либо те, кто так или иначе к ней причастен. Таковых, по оценкам собеседников «Октагона», большинство. Действующие региональные депутаты и чиновники самого разного ранга не теряют надежды продвинуться по карьерной лестнице благодаря фронту.
Российские депутаты, чиновники и сенаторы регулярно посещают открытый на Украине фронт. Для губернаторов визиты к бойцам, несущим службу в зоне СВО, стали традицией. Представитель администрации одного из регионов в приватной беседе с «Октагоном» говорит, что чиновники едва ли не составляют график, кто из них едет в зону боевых действий:
– Никто не спорит, что поддержка наших военнослужащих в такой период крайне необходима, в этом смысле вся страна должна сплотиться. Вопрос в другом: важно не допустить того, чтобы фронт стал пиар-полигоном. Дескать, хочешь сделать карьеру, – съезди к солдатам, «засветись» и возвращайся. Бойцам нужна реальная поддержка, а не рекламные марш-броски мелких чиновников.
В ближайшее время действительно следует ожидать массового прихода в российскую политику тех, у кого за плечами боевые действия, считают эксперты. О всеобъемлющей поддержке участников СВО неоднократно заявлял глава государства Владимир Путин. Однако у нового социального лифта может возникнуть значимый изъян, предостерегают собеседники «Октагона».
Ради фотосессий
Один из региональных депутатов признаётся «Октагону», что в новых условиях удовлетворение политических амбиций возможно только в одном случае: если ты был на СВО.
– Специальная операция сегодня стала своего рода лакмусовой бумажкой – насколько ты лоялен и предан, на что готов пойти в экстремальной ситуации. Многие мои коллеги уже побывали в зоне СВО, на новых российских территориях, многие ещё только собираются. Сейчас политики должны определиться: если ты мужик, езжай в Донецк, если нет, сиди в своём Урюпинске, но о дальнейших перспективах в политике и не заикайся, – говорит он.
Трусоватых конъюнктурщиков в окопах нет, возражает в разговоре с «Октагоном» депутат Государственной думы Виталий Милонов, который давно, по собственному признанию, воюет на Украине.
«Не согласен, что в Донбасс потянулись за какой-то конъюнктурой в политике. Конечно, наверное, есть какие-то единицы, кто приезжает ради фотосессий и получения какой-нибудь грамоты. Но те люди, с которыми я взаимодействую в Донбассе, в ставшей мне, по-настоящему родной Горловке, – это патриоты».
Виталий Милонов
депутат Государственной думы
– И приехали они сюда не за чем-то материальным, а вопреки: вопреки возможности удобной жизни, вопреки риску, вопреки многому, – поясняет Милонов и добавляет: – В СВО приживаются только те, кто душой болеет за дело, победу и наших людей.
Журналисты между тем отмечают, что чиновники в последнее время не стесняются рассылать релизы о том, как они посетили фронт и встретились с бойцами, некоторые даже заказывают публикации в СМИ и соцсетях о поездках в зону СВО. У такого поведения есть объективные причины, говорит руководитель АНО «Центр урегулирования социальных конфликтов» Олег Иванов. Политические элиты страны после окончания СВО будут привлекать её участников для повышения своего рейтинга.
– Потому что образ русского воина всегда пользовался глубоким уважением в народе. Полагаю, многие участники СВО войдут в состав представительных органов власти различного уровня. Политические партии выстроятся за ними в очередь, – поясняет «Октагону» Иванов.
Крестовый поход
О том, что СВО превратилась в большую национальную идею, говорит и социальный технолог Екатерина Колесникова.
– Это эгрегор, новая «религия», накачанная главными смыслами: проигрыш равен смерти, равнодушие равно предательству. Если ты сопротивляешься этой идее, то ты вне игры, ты идёшь против всей нации и уже проиграл. Любой чиновник и депутат – винтики в этой огромной машины, которая должна двигаться вперёд к победе. Все это понимают, – считает Колесникова.
Чиновники готовы идти на риск ради удовлетворения политических амбиций.Фото: Станислав Красильников/ТАСС
По мнению политического консультанта Александра Семёнова, есть общее понимание: причастность к СВО может стать серьёзным вертикальным лифтом, но у этой тактики имеются риски.
– Обольщаться не нужно, стратегия «зачекиниться» в зоне СВО не только не сработает, она, скорее, даст обратный результат, – утверждает эксперт. – Было мобилизовано порядка 300 тысяч человек, и, как сказал Владимир Путин в послании Федеральному собранию, нужно привлекать в сферу государственного и муниципального управления участников СВО. Но только тех, кто отличился, а не просто «зачекинился», – говорит Семёнов, подчёркивая, что отличившихся не так много.
Сегодня важно разделять тех, кто сражался за национальные интересы, и тех, кто попытался пристроиться к участию в боевых действиях. По оценкам политолога Натальи Елисеевой, интеграция участников СВО в общественно-политическую жизнь необходима, прежде всего, для социализации героев. Они должны нормально вернуться в общество и занять в нём достойное положение. Удастся ли государству справиться с этой задачей, –один из ключевых вопросов.