Бизнес немецкой Wintershall и австрийской OMV в России будет принудительно продан
Wintershall и OMV потеряли свои доли в компаниях, которые занимались разработкой Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения и Ачимовских отложений Уренгойского месторождения. Указы о передаче управления под контроль полностью российского ООО подписал президент России Владимир Путин.
Как следует из указов, опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации, «в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, угрозами национальным интересам и экономической безопасности РФ», связанным с разработкой указанных месторождений, Правительство России создаёт акционерное общество, к которому переходят все права и обязанности совместных с иностранными компаниями предприятий ОАО «Севернефтегазпром» (35 процентов принадлежат Wintershall, 25 процентов – OMV) и АО «Ачимгаз» (в числе акционеров Wintershall). Партнёром в обоих проектах выступает «Газпром». Российские акционеры получат в новых компаниях доли, пропорциональные долям в совместных предприятиях.
Доли иностранных акционеров будут предложены к покупке АО «СОГАЗ» (ачим Уренгойского месторождения) и компании «Газовые технологи» (Южно-Русское месторождение), говорится в документах. «Денежные средства, вырученные от продажи долей в уставных капиталах обществ, зачисляются покупателем на счета типа “С”, открытые на имя соответствующих акционеров компании», – отмечено в указах.
Германская Wintershall Dea в начале года сообщила о намерении покинуть Россию, убытки от этого решения компания оценила в 5,3 млрд евро. Ещё зимой 2022 года Владимир Путин подписал указ, запрещающий «Газпрому» покупать газ у совместных предприятий с Wintershall и OMV дороже регулируемой цены.
Wintershall Dea также выступала акционером оператора газопровода «Северный поток» с долей в 15,5 процента. Но после повреждения газопровода компания списала свою долю в операторе «Северного потока».
Австрийская энергогруппа OMV в июле 2023 года заявляла о планах продолжения закупок большей части газа этой зимой в России. «Пока “Газпром” будет поставлять [газ], <...> мы будем продолжать брать эти объёмы у “Газпрома”», – говорил гендиректор компании Альфред Штерн в интервью Financial Times.