Учёные пошли в бизнес

Учёные пошли в бизнес

Экономика 21 апреля 2023 Игорь Лесовских

Российские учёные увидели перспективы в бизнесе. Только за первый квартал 2023 года в стране больше чем на четверть выросло число регистраций новых компаний, собирающихся заниматься научной деятельностью в различных областях – от биоинженерии и нанотехнологий до искусственного интеллекта. Их основатели говорят, что видят новые ниши, освободившиеся из-за ухода западных игроков, но сетуют на отсутствие доступного научного оборудования и недостаточные знания в области коммерциализации своих разработок. Эксперты же уверены, что в ближайшее время в научную сферу начнётся приток капитала ввиду её приоритетности.

Как следует из данных сервиса «Контур.Фокус», за первые три месяца 2023 года в России было зарегистрировано 582 компании, которые в качестве основного вида деятельности выбирали научные исследования и разработки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение числа регистраций составило 28,7 процента.

Судя по сведениям ФНС, рост связан не только с эффектом низкой базы 2022 года (После начала спецоперации число создаваемых в стране фирм сократилось. – τ.). В 2021-м, 2020-м и даже в допандемическом 2019 году за первый квартал создавалось от 480 до 550 компаний в научной сфере.

Наука становится модной на фоне санкций

Как отмечают основатели компаний, в бизнес, связанный с исследованиями, идут люди со значительным научным бэкграундом.

– Я сама долгое время занималась научными исследованиями в сфере компьютерного зрения. Мне эта тема близка, интересна, поэтому мы и стали заниматься развитием своего продукта в этой области. Наша компания занимается разработкой программы распознавания объектов на лидарных данных. Если проще, мы запускаем дрон, собираем данные о местности и эти данные анализируем. Сейчас такой продукт нужен многим – и нефтяникам, и связистам, и железнодорожникам, и государственным структурам. Мы, по сути, помогаем им в проектировании линий связи, железнодорожных путей и так далее, – рассказывает генеральный директор и основатель петербургской компании «Взгляд вокруг» Виктория Афанасьева.

Одной из причин роста интереса к научной сфере специалисты называют уход с российского рынка иностранных фирм.

Глава компании «Развитие Биотехнологий» (занимается разработкой вакцин) Игорь Красильников приводит в пример ситуацию с производством лекарств. Российские учёные нацелены на создание технологий производства препаратов, закупки которых за рубежом теперь затруднены.

– Это оживило рынок с точки зрения биотехнологий. У нас, например, определилась ниша в вакцинах: нет вакцины против вируса папилломы человека, нет вакцины против ротавирусов, и наша компания начала работу на этом направлении, – поясняет Красильников.

Учёным сложно стать бизнесменами

По словам основателей научных стартапов, в России намечается тренд на смену подхода к научным разработкам.

– Раньше большой проблемой в научной среде было то, что многие исследования проводились ради исследований, когда действует принцип «отрицательный результат – тоже результат». Это приводило к тому, что многие гранты, выделяемые государственными структурами, часто направлялись не на создание конкретного продукта, достижения конкретной цели. Люди просто жили на эти гранты и на выходе ничего не получали. Эта проблема, по моему мнению, идёт от отсутствия прикладной задачи, которая ставится в самом начале научной работы, – говорит глава компании «Биотом» Михаил Байрамов.

Теперь учёные осознают необходимость коммерциализации своей работы, поскольку заказчиком выступает реальный сектор экономики, требуется реальный продукт.

«Проблема здесь одна – у людей из научной среды не всегда хватает нужных компетенций в бизнес-вопросах, и в этом им необходимо помогать».

Алёна Харькова | генеральный директор волгоградской компании «Нанотех» Алёна Харькова
генеральный директор волгоградской компании «Нанотех»

– Для примера: я преподаватель и аспирант Владимирского государственного университета. Несколько лет занималась вопросом синтеза нанопорошковых материалов. Я вижу, что эта сфера перспективна, она динамично развивается, поэтому мне стало интересно коммерциализировать свою работу. Я выиграла конкурс «Умник» в Фонде содействия инновациям и не только занимаюсь своей работой по синтезу, но и получаю знания по коммерческой составляющей, по маркетингу – нас этому учат, – делится руководитель волгоградской компании «Нанотех» Алёна Харькова.

По свидетельству собеседницы издания, пока подобных акселераторов, где учёные могли бы получить бизнес-навыки, в стране немного.

Санкции подвели учёных на оборудовании

Российские научные компании сталкиваются с негативной тенденцией – значительным ростом цен на оборудование.

– Компания, которая занимается научными изысканиями, требует вложения средств в оборудование. Это не миллионы, а десятки миллионов. Для нашей работы, например, нужна лазерная установка, которая стоит несколько десятков миллионов. Мы пока работаем на установке университета, он один из совладельцев компании, – объясняет Алёна Харькова.

Стоимость оборудования для научных разработок может доходить до нескольких десятков миллионов рублей.Стоимость оборудования для научных разработок может доходить до нескольких десятков миллионов рублей.Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Рост цен на оборудование произошёл в течение последнего года, и причинами этого стали санкции и сужение пула поставщиков. Сейчас значительная часть оборудования закупается в Китае, но и там ценник достигает европейского уровня.

– Когда создавали свою лабораторию, мы изучали рынок и пришли к мнению, что отечественного оборудования на рынке нет, а цены на новое иностранное просто запредельные, – рассказывает Михаил Байрамов. – Поэтому свою материальную базу мы собирали на оборудовании, которое продавалось на вторичном рынке. Допустим, для работы нам нужен был определённый микроскоп. Я запросил у поставщиков коммерческое предложение, мне выставили цену 8,5–10 миллионов рублей. В итоге я его нашёл за 900 тысяч рублей. Таким образом, мне удалось раз в 10 сэкономить бюджет.

Государство и бизнес сделают ставку на науку

За последний год государство и представители бизнеса начали больше интересоваться научной деятельностью, сообщают участники рынка.

– Мы давно работаем с нефтяными компаниями, в этом году открыли новое юрлицо для оказания услуг по роботизации и разработке связанных с этим НИОКР. Фонды развития промышленности, инженерные фонды начинают активно финансировать проекты, давать гранты, субсидии, льготные кредиты, – замечает представитель уфимской компании Smart Space Robotics Салават Сулейманов.

Как полагают эксперты, тренд на рост финансирования научной сферы будет наблюдаться и в дальнейшем.

– Уже сейчас в России мы насчитали по меньшей мере 14 грантовых фондов. Но, помимо грантов, государство активно развивает и другие стимулирующие меры. Например, в различных отраслях вводятся налоговые послабления и льготное кредитование. Как пример, аккредитованные IT-организации могут получить льготный кредит на реализацию новых проектов по ставке до 3 процентов годовых. Размер льготного кредита может составить от 5 миллионов до 5 миллиардов рублей на реализацию проектов и от 500 миллионов до 10 миллиардов рублей на реализацию программ, – поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

По убеждению собеседника, отрасль неизбежно продолжит развиваться ввиду её приоритетности на фоне внешних ограничений. Например, в IT-сфере России необходимо как можно скорее сократить отставание от других стран, разработать разнообразное высокоточное оборудование, например, для геологоразведки, что также является приоритетным вопросом для государства, так как от этого зависит наполняемость бюджета.