По итогам прошлого года в субъекты Сибирского федерального округа поставили санкционные товары на сотни миллионов долларов. Раньше других в текущей ситуации сориентировался малый и средний бизнес, наладивший поставки в обход ограничений. Немалую долю импорта составляют автомобили и лесопромышленное оборудование, а также запчасти. В свою очередь, крупные компании декларируют переход на отечественную продукцию. Тем временем в руководстве страны продолжаются дискуссии по поводу параллельного импорта. Судя по всему, его будут постепенно сворачивать, поскольку такое явление идёт вразрез с курсом на импортозамещение.
Их знали только в лицо
По сведениям Сибирского таможенного управления, в 2022 году объём параллельного импорта в округе составил 110 млн долларов. Судя по предварительным данным за 2023 год, он оценивается примерно в 400 млн долларов. В Сибирь везут товары, оборудование и запчасти из Европы и Юго-Восточной Азии.
– В 2022 году весь ЛПК прошёл по грани. Вся же техника не наша – канадская, финская. Нам просто взяли и отрубили программное обеспечение. На что было переходить? На советские трелёвочники и бульдозеры? Стали искать пути, – вспоминает в разговоре с «Октагоном» руководитель одной из красноярских лесопромышленных фирм Евгений Могчонов.
Решать проблемы в авральном режиме пришлось и автодилерам. Правда, это не остановило стремительную трансформацию рынка, который сейчас поделили китайские и российские производители. Посредством параллельного импорта могут доставить любую иномарку любого класса. Однако по сравнению с 2021 годом их стоимость при такой схеме будет как минимум в два раза выше. Логично предположить, что тот, кто смог заплатить за внедорожник 10 млн, не напрягаясь отдаст и 20. Но массовые бренды в достаточном количестве по «серым» схемам не завезёшь.
Активно ввозятся товары народного потребления, при этом их же чаще всего стали подделывать.
По информации таможни, больше всего контрафакта привозят в Омскую область, на Алтай и в Приангарье. Это подделки продукции таких брендов, как Adidas, Nike, Puma, Reebok, Lacoste и GUCCI, а также сигарет Marlboro и Winston.
– Параллельный импорт стал главной точкой роста для малого и среднего бизнеса. Образовалась ниша, занять которую устремились предприниматели. Созданы совершенно новые цепочки поставок, новые логистические центры. Это буквально спасло нашу экономику и, главное, в целом сохранило досанкционное качество жизни и потребительский рынок. Именно «параллельщики» – герои нашего времени. Они сделали то, что оказалась не под силу ни бюрократическому Правительству, ни неповоротливым вертикальным госкорпорациям. Эти мобильные и креативные ребята каждый день совершают чуть ли не подвиги. Роль «стальных парней и девчонок», за некоторыми из которых всерьёз охотятся западные спецслужбы, ещё предстоит по достоинству оценить. Уверен, там будет немало материалов для остросюжетных книг и кинофильмов, – отмечает сопредседатель красноярского регионального отделения «Деловой России» Юрий Пиманов.
Остановить Abibas
Тем не менее не все испытывают восторг по поводу параллельного импорта. Он не только становится удобным способом ввоза контрафакта. Прошлой осенью в Томске состоялось выездное совещание Совета безопасности РФ, на котором его секретарь Николай Патрушев сделал ряд программных заявлений. Главные выводы таковы: параллельный импорт расхолаживает отечественный бизнес, не способствует повышению инновационной активности в реальном секторе, не помогает выполнять задачи по локализации производства критически важных видов продукции и достижению технологической независимости. Свою задачу в качестве «скорой помощи» он выполнил, но в дальнейшем использовать его следует дозированно.
Россию заваливают контрафактной продукцией
Россию начали заваливать контрафактными товарами. О росте числа подделок официально заявляют в Федеральной таможенной службе, тренд подтверждают профильные ассоциации. Подделывают практически всё – начиная от детских игрушек и одежды и заканчивая медикаментами и автомобильными запчастями. Эксперты связывают лавину контрафакта с запущенным параллельным импортом.
Перейти к материалу«Инвестиционная и инновационная активность компаний, особенно на рынках наукоёмкой и технологичной продукции, выросла незначительно. По-прежнему не разработан экономически обоснованный баланс между внутренним потреблением, экспортом и импортом промышленной продукции, прежде всего критически необходимой для достижения технологического суверенитета, в том числе в региональном разрезе», – заметил Патрушев.
«В современных условиях, когда разрешён ввоз товаров по параллельному импорту, один из приоритетов таможни – не допустить ввоза в страну поддельных, некачественных и, самое главное, небезопасных товаров», – сказал заместитель начальника Сибирского таможенного управления Дмитрий Колыханов.
Ранее глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщал, что механизм параллельного импорта будет продлён как минимум на 2024 год. При этом список допущенных к ввозу товаров сократится – то, что можно производить в РФ, из него будет вычищаться. Первой в очереди значится электроника.
Чем мы хуже США?
В предпринимательских кругах полагают, что у параллельного импорта большие перспективы. И для того чтобы развивать в России инновации, вовсе не обязательно замыкаться в себе.
– К началу 2022 года, к примеру, лесопромышленный комплекс очень серьёзно зависел от импортного оборудования и технологий. За полтора года сделано очень много: подтянулись отечественные заводы, увеличились поставки из дружественных стран. Но полностью вопрос пока ещё не решён, поэтому какие-то позиции должны оставаться, – убеждён председатель красноярского регионального отделения «Деловой России» Антон Жеребцов.
В лесной промышленности использовалось большое количество иностранного оборудования.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
– В нынешней ситуации любые ограничения на рынке могут привести к очередному скачку цен и даже дефициту товаров, – считает генеральный директор ООО «Сибирская финансовая система» Валентин Богомолов. – Мы уже наблюдали это в августе на примере автомобилей. Тогда увеличение утилизационного сбора для ввозных машин привело к тому, что цены взвинтили и производители техники на территории России. Как итог, автомобиль из транспортного средства превратился в инвестиционный товар. В условиях дорогих банковских кредитов для бизнеса мы не можем допустить очередного удара по внутреннему потреблению. Поэтому, надеюсь, все решения по параллельному импорту будут приниматься с учётом интересов нашей экономики и наших граждан.
– Доля параллельного импорта за последний год, конечно, заметно выросла. С помощью этого инструмента можно закрывать специфические позиции, с доставкой которых по известным причинам возникли трудности: техника определённых брендов, лекарства, автомобили. Это универсальный и гибкий инструмент. В США он давно разрешён, у нас в стране, наоборот, много лет был запрещён. Хотя в отношении некоторых товаров суды и до 2022 года выносили решения о правомерности импорта. Правило простое: что полезно для страны, то и должно работать. В теме параллельного импорта единственный дискуссионный вопрос – это маржа производителя. Скажите, это вообще волнует потребителя? Правильно, нет. А зачем тогда это столько обсуждать? – задаётся вопросом советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.