Сервисы, продающие цифровые книги и абонементы, отчитываются о росте выручки. Доходы компаний увеличились на 47–84 процента в зависимости от категории товаров. Наиболее читающей аудиторией остаются женщины в возрасте до 35 лет, такой досуг предпочитают жители городов-миллионеров с хорошими доходами.
Из-за режима самоизоляции сети книжных магазинов переживают обвал продаж, в это время выручку подняли онлайн-сервисы, продающие электронные книги. Тенденцию подтверждает компания Nielsen, исследующая покупательские привычки.
– Во многом на это повлияла самоизоляция, – пояснили в пресс-службе.
Представители сервиса аудиокниг Storytel подтвердили, что спрос подскочил во время режима самоизоляции: «До карантина люди слушали аудиокниги в дороге – в общественном транспорте, в машине, на прогулке и тому подобное. Сейчас слушают, занимаясь домашними делами».
Пятикратный рост активности заметили представители сервиса для чтения электронных книг Bookmate.
Женская привычка
Больше всех читают жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Краснодарского края.
Генеральный директор Bookmate в России Андрей Баев заметил, что чаще такой досуг предпочитают жители наиболее крупных агломераций в разных странах, россияне не исключение. Например, наибольшая доля подписчиков Bookmate в США – это жители Нью-Йорка и Лос-Анджелеса (12 процентов аудитории в упомянутой стране), в Великобритании это горожане из Лондона и Бирмингема (31 процент).
– Можно предположить, что в первую очередь количество читателей из конкретного города зависит от доходов в этом регионе. В прошлом году мы изучали, как ритм жизни города и его расположение влияет на читательские привычки, – сообщил «Октагону» Андрей Баев.
Россияне, проживающие в европейской части страны, как правило, пользуются сервисом в понедельник; речь идёт о Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. Воскресное чтение любят уральцы и сибиряки: пик чтения в выходной зафиксирован в Омске, Томске, Челябинске, Екатеринбурге и Новосибирске. Много активных читателей в Самарской области, добавили в «ЛитРес».
Ещё один тренд, в котором Россия схожа с другими странами, – это популярность книжных сервисов среди девушек. Мужчины гораздо реже обращаются и к аудио-, и к цифровым изданиям.
«Возьмём самую активную категорию – 25–34 года: здесь в книгах женщин 70 процентов, а мужчин 30 процентов. В аудиокнигах в этом же возрасте соотношение уже 65 на 35 процентов, женщин больше в 1,8 раза».
Андрей Баев
генеральный директор Bookmate в России
Деньги и пофигизм
По оценкам онлайн-сервисов, россияне, которые больше чем на месяц оказались заперты дома со своими родными, облюбовали аудиокниги по психологии, решению семейных проблем и саморазвитию. Например, у Storytel рост числа прослушиваний бестселлера «Пять языков любви» Гэри Чепмена – 130 процентов.
Спросом на площадке MyBook пользовались книги «НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперёд» Джена Синсеро, «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона, «Подсознание может всё!» Джона Кехо и другие. Увеличилось число прочтений книги «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной после выхода одноимённого сериала.
Возросла популярность книг по инвестициям, в том числе литературы, обучающей прививать финансовую грамотность детям.
– Книга «Сам себе финансист. Как тратить с умом и копить правильно» Анастасии Тарасовой в апреле показала прирост на 350 процентов по количеству прослушиваний. Аудиокнигу «Собака по имени Мани, или Азбука денег» стали слушать в два раза чаще. В апреле на 170 процентов увеличилось прослушивание книги «Продвижение личных блогов в Инстаграм: пошаговое руководство» Александры Митрошиной, – сообщили в Storytel.
Самоизоляция сильно изменила жизнь многих россиян. Как следствие, изменились и предпочтения в книгах. Большим спросом стала пользоваться литература по самосовершенствованию в разных сферах.Фото: Евгений Биятов/РИА Новости
Россияне во время самоизоляции улучшали свой английский и в три раза увеличили число прослушиваний книг на иностранном языке. Наибольшее внимание привлекла к себе аудиоверсия серии про Гарри Поттера, которую озвучил британский актёр и писатель Стивен Фрай.
Россияне стали чаще обращаться к книгам, в которых рассказывают о мировых неспрогнозированных явлениях и о том, как справиться с трудностями. Написанная Нассимом Талеба работа «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» показала прирост аудитории в 200 процентов по сравнению со схожим предыдущим периодом. В топ-20 Storytel поднялась книга «Мужские правила. Отношения, секс, психология» Марка Мэнсона.
Большим подспорьем для семей оказались сервисы, позволяющие на какое-то время занять своих отпрысков.
«В апреле жанр детской литературы обогнал триллеры. Родители развлекают детей аудиокнигами. Потребление детской категории выросло на 15 процентов, а прослушивание триллеров уменьшилось на 17 процентов»
Storytel
В течение апреля наблюдался всплеск интереса к антиутопиям, любовным романам и книгам о медицине.
Робот против пирата
Нарастить продажи удалось за счёт мер, которые были приняты задолго до режима самоизоляции. Большую роль здесь сыграла Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ), она заключала годовые контракты с издательствами и «зачищала» сайты от пиратского контента. В итоге за счёт работы ассоциации взлетели продажи легального контента.
– АЗАПИ широко использовала предоставленную расширенным «антипиратским» законом возможность «вечной блокировки», добившись ограничения доступа на территории РФ к сайтам главных пиратов Рунета – RuTracker, «Либрусек» и «Флибуста», – заявляли в ассоциации.
Впрочем, нарушение авторских прав интеллектуальной собственности в Сети – всё ещё большая проблема, заметил глава Bookmate Андрей Баев: пока «Яндекс» и Google выдают в поисковой системе все ссылки на пиратские сайты, ситуация мало изменится.
– В идеальной ситуации поисковики должны работать с книгами так же, как с кино или музыкой, то есть фильтровать «пиратку». У «Яндекса» есть специальная программа-робот, которая сама ищет в Сети страницы с пиратским видеоконтентом и блокирует их. Эта мера необходима и для книжного рынка, – подчеркнул гендиректор.