- Россияне скупают электромобили, но условий для их эксплуатации нет
- Ввоз машин ушедших из России иностранных брендов забуксовал
В ближайшее время в России могут поступить в продажу автомобили, произведённые в Иране, Индии и странах Африки. Поставки уже анонсировали в Торгово-промышленной палате РФ. Эксперты с большой долей скепсиса смотрят на такие планы: автопром в указанных государствах сложно назвать высокотехнологичным.
После ухода из России большинства иностранных автопроизводителей львиную долю рынка удалось занять китайским компаниям – на сегодняшний день они реализуют в нашей стране десятки собственных брендов. По итогам прошлого года автоконцерны из КНР продали в РФ более 550 тыс. машин, завоевав таким образом половину рынка. В число самых популярных китайских марок входят Chery, Haval и Geely. При этом лишь около 15 процентов от общего объёма продаж делят между собой модели из США, Европы, Японии и Южной Кореи. Как правило, они поставляются в Россию по схеме параллельного импорта.
Эксперты указывают на очевидную дороговизну китайских автомобилей. Как поясняет в разговоре с «Октагоном» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, спрос на машины в России колоссален, но китайские производители не могут его удовлетворить – именно из-за высокой стоимости авто. Наиболее бюджетные машины из Поднебесной обходятся россиянам не менее чем в 2 млн рублей. Продукция АвтоВАЗа тоже не из дешёвых, кроме того, модельный ряд отечественного гиганта заметно сузился на фоне санкционного давления и логистических проблем. В этом контексте приход на рынок продукции концернов из пресловутых дружественных государств видится неплохой альтернативой. Но так ли это?
Возможное появление в обозримом будущем на российском рынке продукции из Индии, Ирана и стран Африки анонсировал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. В беседе с «Известиями» он, в частности, сообщил, что закрепиться на отечественном авторынке в бюджетном сегменте вполне способны индийские автоконцерны. По его оценкам, перспективными для продажи в России можно считать кроссоверы от концерна Tata Motors. Помимо собственной линии, индийскому автоконцерну принадлежат британские марки Jaguar, Land Rover, Daimler, Rover и Lanchester.
В 2023 году в России по схеме параллельного импорта начались продажи иранских машин, в частности седанов Iran Khodro (IKCO). Другой производитель из Ирана – Saipa – в конце прошлого года заявил о возможности скорой реализации своих машин в РФ.
Модель Tara (производится компанией Iran Khodro) с механической коробкой передач продаётся за 1,5 млн рублей, с автоматической – за 1,7 млн. Также на российском рынке могут появиться автомобили Saipa – кросс-хетчбэк Quik и седан Saina S. Ориентировочная стоимость моделей варьируется от 1,2 до 1,7 млн рублей в зависимости от комплектации. Не исключено, что они станут одними из наиболее доступных в России, составив конкуренцию отечественной Lada.
Однако не только иранские и индийские машины могут приехать в РФ. О намерениях продавать здесь свою продукцию ранее сообщали представители некоторых африканских стран. Например, посол Уганды в России Мозес Кизиге отмечал, что его страна считается лидером континента по производству электромобилей. Разработкой и выпуском моделей занимается государственная компания Kiira Motors Corporation. По словам дипломата, Уганда заинтересована в поставках машин в Россию.
Опрошенные «Октагоном» эксперты с изрядной долей скепсиса относятся к планам автопроизводителей из дружественных государств зайти на российский рынок. Председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач напоминает, что в Иране имеются национальные автопроизводители – Iran Khodro Company и Saipa. Первая выпускает автомобили на платформе седанов Peugeot, а вторая использует модернизированную платформу Kia Pride конца 1980-х годов, а также платформу Toyota B (Toyota Corolla E160). В Индии крупнейшие национальные автопроизводители – Tata Motors, Mahindra & Mahindra, Ashok Leyland, Force Motors и Eicher Motors – производят широкую номенклатуру автомобилей, включая коммерческие. Часть из них создаётся на платформе SsangYong Rexton.
Сергей Храпач обращает внимание на то, что на сегодняшний день среди африканских стран желание поставлять свои автомобили выразила лишь Уганда, имеющая гордость автомобилестроения – компанию Kiira Motors.
– Однако и другие страны Чёрного континента располагают национальными автопредприятиями: Нигерия, Гана, Кения, ЮАР, Тунис, Марокко, Алжир и Египет. К сожалению, дружественный России Габон автопрома пока не имеет, – добавляет собеседник издания.
По свидетельству Антона Шапарина, иранские компании очень долго и мучительно получали разрешительную документацию на свои модели.
«В ближайшее время иранские производители, судя по всему, будут допущены на российский рынок. Однако мало просто привезти машины из Ирана и продать их – встаёт серьёзный вопрос с их дальнейшим обслуживанием».
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Что касается индийского автопрома, то, по прогнозам Антона Шапарина, экспансии этих машин ждать не стоит, поскольку Россия надёжно огородила себя строгими техническими правилами:
– Думаю, что ни один индийский автомобиль через нашу систему сертификации не пройдёт. Полагаю, что и про африканские можно сказать то же самое. Там многие автомобили напоминают поделки из палок и прутьев.
К слову, в 2005 году Горьковский автозавод (ОАО «ГАЗ») пытался начать продажу индийских внедорожников Mahindra & Mahindra. Тогда же представители российского концерна отмечали, что по результатам реализации и исследования рынка будет принято решение о возможности создания сборочного производства внедорожников Marshal. Однако, как рассказывает «Октагону» автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин, история быстро заглохла.
– Насколько я знаю, наши специалисты изучили индийские образцы и покачали головами: дескать, это какие-то сырые машины, недоделки. Полагаю, что и сегодня ждать второго пришествия индийского автопрома в Россию не стоит, – объясняет он.
Возможный приезд в нашу страну африканских автомобилей пока выглядит экзотически.
Поскольку модельный ряд угандийской компании Kiira не слишком обширен, речь, скорее всего, идёт о батарейной трёхдверной машине Kiira EV (она была представлена в 2011 году). Электрокар, который вряд ли способен похвастаться внешними данными, оснащён 26-сильным мотором и аккумулятором и готов обеспечить до 80 километров пробега на одной зарядке. Такая вот версия нашей «Оки».
Впрочем, Уганда может предложить россиянам и гибрид EV Smack со 109-сильной установкой из электромотора и двигателя внутреннего сгорания, выполняющего роль генератора. Также в модельном ряду Kiira имеется бензиновый седан EVS с четырёхместным салоном и вполне премиальной отделкой.
Есть ощущение, говорят эксперты, что потенциальный приход производителей из Ирана и Африки заставит россиян с куда большей теплотой относиться к продукции автопрома из Поднебесной.