Доля автомобилей отечественного производства на российском рынке к текущему году снизилась с 70–75 процентов до 40. Стратегия развития автомобильной промышленности, одобренная в прошлом году, требует увеличения этой цифры как минимум в полтора раза. Покупательский спрос уже восстановился до отметок начала 2022 года, но доход от этого получают не российские автопроизводители, а импортёры – доля завезённых новых и подержанных автомобилей рекордно выросла. Запускать остановленные после ухода иностранных концернов мощности внутри страны государство планирует с дружественными зарубежными партнёрами. Представители российских компаний, которые также ищут возможности организации новых совместных предприятий, просят на этот раз не разбрасываться льготами без гарантий со стороны иностранных инвесторов.
В первый день Петербургского международного экономического форума на трассу М-11 в направлении Москвы впервые выехали беспилотные КамАЗы. Первый успех проекта «Беспилотные логистические коридоры» сразу же обсудили на одной из панелей ПМЭФ.
Менее оптимистичным стал разговор о будущем отечественного автопрома с участием ключевых российских концернов. Анонс панели говорил сам за себя: «Предыдущие 20 лет можно назвать временем упущенных возможностей – несмотря на программы локализации производств и заключённые с западными производителями СПИКи, в 2022 году стало понятно, что в условиях санкций продолжать производство в России могут только исконно российские АвтоВАЗ, УАЗ, КамАЗ и ГАЗ».
Главной позитивной новостью стало заявление заместителя министра промышленности и торговли РФ Альберта Каримова о восстановлении спроса: в январе – мае 2023 года зарегистрировано 414 тыс. новых автомобилей по сравнению с 390 тыс. за аналогичный период прошлого года. Но, как следом отметил чиновник, спрос удовлетворяют не российские автозаводы.
– Доля новых впервые ввезённых в Россию автомобилей стала доходить до 30 процентов. Если учитывать этот фактор, то рынок восстановился ещё сильнее: 588 регистраций в январе – мае этого года против 466, рост на треть. В целом произошло замещение за счёт импорта и ввоза б/у автомобилей, – сказал Каримов. – У нас снизилась доля авто, которые произведены в РФ: она была 70–75 процентов, сейчас она опустилась до менее чем 40 процентов.
Россияне вынуждены покупать машины, привезённые с мировых свалок
На фоне дефицита новых автомобилей в Россию начали завозить битые машины из США и Европы, заявили в Национальном автомобильном союзе и профильных компаниях. Чаще всего изрядно пострадавшие авто выкупают на аукционах, порой – буквально со свалок. После восстановительного ремонта машины успешно продают в России, причём об их истории потенциальные покупатели ничего не знают, считая, что приобретают европейский автомобиль с небольшим пробегом.
Перейти к материалуГлавной задачей министерство видит перезапуск имеющихся производственных мощностей – речь идёт о заводах ушедших из России автоконцернов. По словам Каримова, часть из них будет запущена совместно с автопроизводителями из дружественных стран. Обязательное условие поддержки таких проектов государством – локализация производства на территории России.
– Это создаст дополнительный спрос для компонентной отрасли России, – пояснил министр. – Наша задача в ближайшее время – запустить все имеющиеся мощности и наращивание локализации.
Представители российских автоконцернов обратили внимание на то, что при поддержке иностранного автопрома из дружественных государств нужно учитывать ошибки, допущенные при работе с европейскими производителями. Не должна повториться ситуация, когда после ухода зарубежных партнёров отрасль оказывается в сложном положении, заметил заместитель генерального директора «КамАЗа» по взаимодействию с органами власти Михаил Матасов.
– Нынешняя регуляторика в автопроме стимулирует прямой импорт, а не локализацию производства в России. Для страны технологический и экономический смысл возникает только при наличии глубокой локализации, – напомнил Матасов.
«Инвесторы, которые хотят осуществлять сборку автомобилей без соблюдения требований локализации, конечно, могут это делать, это тоже насыщает рынок. Но они не должны претендовать ни на какие меры господдержки».
Михаил Матасов
заместитель генерального директора «КамАЗа» по взаимодействию с органами власти
Иностранные компании не хотят открывать производства в России из-за низкого уровня защиты рынка, заявил вице-президент «АвтоВАЗа» по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак.
– Уровень защиты рынка надо повышать. Я не имею в виду создать тепличные условия для российских автозаводов или закрыть рынок от импорта. Защита рынка – создание государством такой среды, когда выгоднее инвестировать в локальное производство, чем гнать импорт. Не секрет, что обсуждается довольно давно индексация утильсбора. Надо его повышать, – убеждён Громак.
Также он предложил оформлять на российского партнёра СП контрольный пакет акций и права на результаты интеллектуальной деятельности, чтобы в случае выхода иностранного партнёра работа не остановилась.
Генеральный директор компании «Соллерс» (предприятие получило бизнес Mazda и Ford в России) Николай Соболев подметил, что при рынке в 1 млн автомобилей и большой доле импорта (по его оценкам, в отношении грузовых авто этот показатель превышает 60 процентов, легковых – 46 процентов) нет достаточного спроса для высокого уровня локализации. Для масштабных инвестпроектов рынок должен быть не менее 1,8 млн авто, полагает он.
– Меры стимулирования спроса могут быть не только монетарного характера. Нужно внедрять новые налоговые стимулы: снижение НДС на электроавтомобили, временные налоговые вычеты на приобретение автомобилей с ДВС. Очень эффективный метод – индексация транспортного налога в зависимости от срока эксплуатации авто, – резюмировал Соболев.