С 2022 года российские компании создали в дружественных странах более 11 тыс. филиалов. Популярными направлениями стали Сербия и ОАЭ. Спектр бизнеса, которым занимаются россияне, широкий – от программирования и консультаций до торговли книгами, цветами и различными услугами. Из-за различий в правовой базе открытие дела не всегда проходит легко. «Октагон» изучил опыт предпринимателей, вышедших на зарубежный рынок.
Большая часть открытых за последние два года филиалов российских фирм приходится на Сербию, подсчитали в консалтинговой компании «Финион». Второй по популярности страной стали Объединённые Арабские Эмираты, замыкает тройку Армения. Реальное количество появившихся организаций с российскими корнями в этих государствах может быть ещё выше.
В частности, по данным Агентства коммерческих регистров Сербии (APR), по итогам 2022 и 2023 годов зафиксирован рекордный за последнее время прирост зарегистрированных компаний и индивидуальных предпринимателей. Если до 2022 года в стране ежегодно регистрировалось около 30–35 тысяч предузетников (ИП), то в 2022 году их было уже 41,6 тысячи, а в 2023-м – 45,6 тысячи. Также увеличилось количество созданных организаций, аналогичных российским акционерным обществам – от ООО до ОАО: в 2022 году их насчитывалось 11,2 тыс. против обычного годового прироста в 9 тыс. Среди открытых компаний и зарегистрированных ИП в Сербии в 2023 году примерно 9 тыс. были созданы бизнесменами российского происхождения.
Российский бизнес разрастается в Сербии
По сведениям опрошенных изданием консалтеров, помогающих в регистрации бизнеса в Сербии, значительная часть индивидуальных предпринимателей регистрировалась для легализации в стране и получения разрешения на временное пребывание (чаще его называют видом на жительство). Многие из новых компаний ведут реальную предпринимательскую деятельность.
– Основная масса наших клиентов – люди, которые и так ведут предпринимательскую деятельность с российскими и другими зарубежными заказчиками. У них возникают вопросы либо по переводу бизнеса сюда, либо по открытию локального бизнеса типа ресторанов, кафе и так далее. Зачастую мы помогаем регистрировать компании в сфере информационных технологий, онлайн-образования, дизайна или различные компании по предоставлению консалтинговых услуг. Конечно, как и в любой стране, есть истории, когда бизнесменам не удаётся здесь развить свой бизнес. Тогда они переходят в другую сферу деятельности или получают разрешение на временное пребывание по другому основанию – например, покупают недвижимость. В Сербии есть очень удобный механизм: можно приостановить деятельность ИП на время, чтобы понять, что можно сделать, и оформить все документы на ВНЖ, – рассказывает «Октагону» сооснователь ресурса для релокации семьи и бизнеса «Сербиновы» Илья Перминов.
Значительная часть предпринимателей открывает бизнес для получения разрешения на временное пребывание в стране.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
В Сербии существует возможность оформиться в качестве самозанятого фрилансера – правительство страны недавно запустило такую программу. Однако, уточняет Илья Перминов, для россиян и других иностранцев она невыгодна из-за высокой налоговой ставки (до 50 процентов), а также потому, что у фрилансеров нет основания для получения вида на жительство.
Российские предприниматели открывают кафе, рестораны, цветочные магазины, книжные лавки, автосервисы, компании по аренде автомобилей, кулинарии. ИП предлагают различные услуги – от барберов и парикмахеров до косметологов и психотерапевтов.
Услуги россиян востребованы за рубежом
По информации министерства внутренних дел Сербии, только за 2022 год в страну прибыло более 219 тысяч россиян. Полной статистики за 2023 год пока нет, но, по экспертным оценкам, на территорию государства могло въехать около 300 тысяч человек. Официально легализуются далеко не все – за прошедшие годы вид на жительство на различных основаниях оформляли лишь несколько десятков тысяч граждан России. Наблюдая большой рынок соотечественников, российские предприниматели начали создавать компании для релокантов. В сербских городах стали появляться домашние кондитерские, российские рентакары, книжные магазины (об этом ранее писал «Октагон»), детские сады, фотостудии и даже языковые школы, которые занимаются интеграцией релокантов в сербскую культуру. Например, школа сербского языка SmartLab не только проводит обучение, но и устраивает экскурсии по Сербии, а также организует разговорные клубы с носителями языка.
– Мы увидели большой рынок. Нашим соотечественникам нужен был сервис того уровня, к которому они привыкли. Им нужны были в аренду современные автомобили с автоматом. Однако подобного здесь не было – в Сербии вообще уважают только машины с механической коробкой передач. В итоге мы закупили машины, зарегистрировали официальный рентакар и начали работать. Сейчас основной поток клиентов – это русские, кто живёт здесь. Конечно, сербы заходят в офис, интересуются, но до реальных заказов дело пока не дошло, – говорит один из совладельцев официального рентакара в Сербии.
Российские предприниматели открывают компании в различных сферах.
Впрочем, успешно работают и российские компании, клиентами которых в основном являются сербы.
– Цветочный магазин мы открыли после коронавируса, до того, как в страну стали массово прибывать наши соотечественники. Поэтому изначально мы нацеливались на сербскую аудиторию, чтобы предложить ей тот продукт, которого у них на рынке не было. Тут флористика находится как раз на стадии становления, и можно было принести на местный рынок то, что есть в России, – поясняет владелица салона флористики Florentin в Нови-Саде Гульназ.
Предпринимателям приходится подстраиваться под местные реалии
Несмотря на кажущуюся лёгкость открытия компаний за рубежом, иногда российский бизнес сталкивается с местными трудностями.
– Цены на услуги для бизнеса для россиян могут быть в разы выше. Мне в магазин нужно было установить огнетушители и подготовиться к проверке пожарных. Мы узнали у коллег-россиян, сколько за это брали с них, и прикинули, что нам это обойдётся в 100 тысяч динар. Но так получилось, что с подрядчиками говорил наш знакомый серб, и в итоге нам сделали этот объём работ как для своих – за 40 тысяч динар, – делится владелец одного из предприятий.
Другой проблемой бизнесмены называют цифровизацию налоговой сферы.
Она начала развиваться в Сербии относительно недавно, поэтому часто оформление касс для приёма платежей по картам затягивается на месяц и более.
– Тут мы не нашли местных удобных решений для бухгалтерского учёта и даже сервисов для оплаты товаров с сайта. Было бы замечательно развить сервис по типу 1С или «Робокассы». Но пока каждый справляется как может. Мы для себя даже выписывали из России программиста по 1С, чтобы он нам помог настроить систему под местные реалии, – объясняет собеседник «Октагона», подчёркивая, что в последний год местное правительство активно работает в направлении цифровизации сервисов для бизнеса.
Новое регулирование усложняет жизнь даже корпорациям
По свидетельству собеседников издания, нередко возникают препятствия из-за различий в законодательстве. В результате проблемы не обходят стороной даже крупные фирмы. В текущем году российский бренд «Додо» открывал офлайн-заведения в Сербии и ОАЭ. По словам его основателя Фёдора Овчинникова, в обеих странах компания столкнулась с длительной процедурой подготовки разрешительных документов.
– Быстрее всего за рубежом открываются бизнесы, где партнёрами являются местные бизнесмены – они понимают местную специфику, – отмечает он.
В начале 2024 года «Додо» открыла в Сербии службу доставки, но спустя месяц компания приостановила работу «по техническим причинам», пообещав клиентам в скором времени продолжить обслуживание.
Сеть ресторанов быстрого питания «Додо» столкнулась с трудностями и приостановила доставку.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
Регуляторные сложности настигают и такие международные корпорации, как Yandex. В Сербии, например, действует сервис такси, но из-за того, что сфера перевозок жёстко регламентирована, массового захвата рынка, как это было в России, не произошло. По свидетельству одного из представителей транспортной отрасли Сербии, в стране перевозки осуществляют только лицензированные водители, количество квот на которых крайне мало (на 1,5 миллиона жителей Белграда приходится всего 6 тыс. лицензий), а желающих оказывать услуги такси много.
Несмотря на некоторые трудности, работающие за рубежом российские бизнесмены не имеют главной проблемы, которая актуальна для их коллег в России, – проблемы кадров.
– Сейчас здесь большое количество высококвалифицированных соотечественников. Здесь вполне может быть так, что на вакансию линейного специалиста могут приходить резюме от людей, которые в России работали руководителями целых профильных отделов в федеральных компаниях. В России такого на моём опыте не было, – отмечает один из предпринимателей.
Как признаются в беседе с «Октагоном» сами соискатели, для российских топ-менеджеров за рубежом рынок очень узок, поэтому многие из них ищут удалённую работу в России либо пытаются переориентироваться на создание локального бизнеса.
Белград