Центробанк в последнее время неожиданно даже для себя становится «великим уравнителем»: политика низких ставок делает кредиты дешевле, а вклады менее привлекательными, что косвенно должно снижать социальное неравенство. Однако не всё так гладко. Ипотека действительно стала дешевле: ставка упала до шести – восьми процентов годовых, но необеспеченные кредиты наличными и потребительские кредиты до сих пор выдаются под 12–15 процентов, а стоимость пользования кредитными картами остаётся выше 20 процентов.
Темпы выдачи кредитов снижаются: в мае сумма потребительских кредитов составила 137,1 млрд рублей, что на 2 млрд больше апрельского показателя, но на 38 процентов ниже данных мая 2019 года.
Низкие банковские ставки сейчас необходимы. В начале июня Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей провёл опрос предпринимателей, ориентированных на работу с Китаем: они уверены, что низкие ставки смогут удешевить факторинг китайского оборудования и тем самым позволят обновить производственные мощности, что должно помочь росту инвестиций в российскую экономику.
Несмотря на потенциал социального выравнивания между более бедными «должниками» и более богатыми «рантье», мы вряд ли увидим серьёзное сокращение социального неравенства.
Бедные предпочитают брать кредиты наличными или потребительские кредиты, которые всё ещё остаются дорогими, а состоятельные граждане частично переведут свои накопления из банковских вкладов в недвижимость и на фондовый рынок.
Фондовый рынок заслуживает отдельного внимания. Предположим, компания платит 10 рублей дивидендами, и их размер стабилен. Сколько акция такой компании должна стоить при ставке 10 процентов годовых? Примерно 100 рублей, если эта компания понятна. А сколько она должна стоить при ставке четыре процента? Уже 250 рублей. Переоценка дивидендных активов уже началась, и она также приведёт к тому, что владельцы финансовых активов и недвижимости станут богаче, тем самым усиливая неравенство.
В то время как СМИ обсуждают грядущую экономическую катастрофу, наивные потребители бегут за валютой: пока курс «всего лишь» 72 рубля за доллар.Фото: Денисов Антон/Фотохроника ТАСС
В интернете появляются новые вбросы о повторении сценария августа 1998 года. Однако поводов для паники пока мало: на фондовых рынках по-прежнему сохраняется волатильность, но курс доллара растёт без резких скачков, а порой даже снижается. Есть вероятность, что информацию о грядущем дефолте распространяют сами банки. Дело в том, что в начале года они активно закупались валютой: только в апреле нерезиденты и иностранные банки закупились на 389 млрд рублей. Теперь банки хотят продать населению валюту по выгодному курсу. В то время как СМИ обсуждают грядущую экономическую катастрофу, наивные потребители бегут за валютой: пока курс «всего лишь» 72 рубля за доллар.
Объём валюты, проданной ЦБ РФ с расчётами на 17 июля, составил 5,8 млрд руб. С начала марта 2020 года на внутреннем рынке продано валюты на 1 трлн 23,2 млрд руб.
Создание нервозности у населения на рынках опять же выгоднее всего банкам.
С 2018 года они активно привлекают клиентов на брокерское обслуживание: лидерами стали Сбербанк и «Тинькофф». Чем чаще клиенты покупают и продают, тем выше комиссионный доход брокера и банка. Сейчас мы видим относительную стабильность: пусть и сохраняется риск коррекции, оптимальной стратегией для частных инвесторов является «купил и держи» – она позволяет избежать влияния эмоционального фактора и эффективно управлять своими накоплениями.
Автор – президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.