Пивные реки разворачиваются из России в Африку

Пивные реки разворачиваются из России в Африку

Экономика 12 июня 2022 Константин Джултаев

Несмотря на то что поставки зарубежного хмеля и солода не попали под санкции, приобрести их отечественным производителям пива практически невозможно. Как сообщил «Октагону» работающий в отрасли зарубежный источник, крупнейшие европейские солодовни отвечают отказом на заявки на продажу сырья для российских потребителей. Компании из Евросоюза заявляют, что заказы сформированы до конца летнего сезона, и предлагают повторно обратиться к ним не ранее августа. Схожая ситуация складывается на рынке хмеля, от поставок которого производство пива РФ зависит на 98 процентов. Проблема появилась не вчера, и путей её разрешения пока нет.

В период пандемии отечественный пивной рынок развивался, несмотря на вызванные коронавирусом проблемы. По данным Единой государственной системы учёта производства алкогольной продукции (ЕГАИС), в 2021 году розничные продажи напитка выросли на 0,7 процента. В наибольшей степени увеличились покупки крафтового пива – на 12,7 процента. Продажи традиционного пива при этом снизились на 0,7 процента.

Расширению ассортимента способствовало увеличение зарубежных закупок хмеля и солода. Из отчётов Федеральной таможенной службы (ТНВЭД 1210: шишки хмеля, свежие или сушёные, дроблёные или недроблёные, в порошкообразном виде или в виде гранул; лупулин) следует, что в 2019 году была импортирована 3231 тонна хмеля, в 2020-м объём закупок вырос до 3443 тонн, в 2021-м – до 3622 тонн. 82,5 процента от импорта пришлось на четыре страны – Германию, США, Чехию и Украину.

Аналитики были уверены, что в 2022 году тренд продолжится. Но уже в марте появилась угроза прекращения поставок из-за нового витка санкционной войны. В апреле Союз российских пивоваров проинформировал Минсельхоз РФ, что доля внутреннего производства хмеля составляет всего 2 процента от потребления. Пивовары предложили разработать программу поддержки производителей этого сырья.

По данным опрошенных «Октагоном» представителей отрасли, в настоящее время склады оптовых поставщиков хмеля в Москве, Новосибирске и других городах пусты. В ближайшее время закончатся запасы, купленные по ранее заключённым контрактам.

Перед представителями отрасли нависла и угроза дефицита иностранного солода.

По данным аналитических агентств, доля импортного солода в объёме внутрироссийского потребления составляет 5 процентов.

Зависимость от поставок пшеничного солода выше – порядка 20 процентов. На пшеничном сырье варятся многие германские и американские сорта. При этом Россия практически полностью зависит от поставок специальных сортов солода, применяемых при изготовлении крафтовых тёмных сортов пива, стаутов, портеров и элей.

– Марка и место производства солода в большей степени определяет качество напитка. Лишившись той или иной марки солода, производимого в конкретных регионах, Россия потеряет производимые из него сорта, – объясняет работающий в Европе представитель отрасли.

Сырьё для пива начало дорожать в прошлом году. Особенно это коснулось солода, цена которого выросла на 30–50 процентов из-за неурожая ячменя в Европе и пожаров в Турции. В феврале 2022 года после введения новых санкций и падения курса рубля цена на хмель выросла почти наполовину. Солод подорожал на 15 процентов и более. К марту-апрелю ситуация стабилизировалась. Этому не помешал даже уход из России из-за политического давления со стороны западных правительств пивоваренных гигантов Heineken, Carlsberg и Anheuser-Busch InBev.

– На всех рынках бывают пиковые значения. Когда они достигаются, паника не нужна. Кто громче всего в марте кричал, что всё пропало, тот и уйдёт первым с рынка. Многие купили солод на 15 процентов дороже в марте, создали запасы, в том числе мы, – пояснил «Октагону» директор по развитию пивоварни «Замысел» Дмитрий Леванов.

«Дефицита нет. Но у хмеля есть такая характеристика, как свежесть. Чем он свежее, тем лучше. Новые поставки будут к концу лета, когда всё наладится в области логистики».

Дмитрий Леванов | директор по развитию пивоварни «Замысел» Дмитрий Леванов
директор по развитию пивоварни «Замысел»

– Хмель на ажиотажном спросе рос в цене. На фоне скачка курса евро до 140 рублей подорожание в моменте было на 30–40 процентов. Затем цены снизились и сегодня превышают первоначальные на 10–15 процентов. Но это скорее связано с усложнением логистических цепочек, стоимости доставки. Все купили запас хмеля, многие – дополнительные объёмы специальных солодов. Отечественные солодовни увеличили производства. Таким образом, дефицит не случился, – добавляет председатель совета Союза российских пивоваров, президент ООО «Холдинговая компания “Сибирь”» Даниил Бриман.

Знакомый с ситуацией в отрасли европейский аналитик подтвердил «Октагону», что удорожание и усложнение логистических цепочек является одним из драйверов роста цен на пивное сырьё:

– В лучшее время заказать доставку фурой весом 20 тонн по маршруту Чехия – Москва стоило 2–2,5 тысячи евро. Сейчас я вожу товар за 6–6,5 тысячи. Другие оптовики возили до последнего времени за 8 тысяч, но буквально вчера их уведомили о повышении тарифа до 9 тысяч. При этом транспортники выдвигают ряд условий. Например, перевозчики из ЕС говорят, что не поедут в Россию из принципа. Значительно усложнились и схемы завоза в Россию и через третьи страны, в частности через Турцию. Для использования этого маршрута необходимы морские контейнеры, с которыми в последнее время наметился острый дефицит.

Санкции на поставки в Россию пивного сырья не объявлялись. Но отельные производители прекращают их собственными решениями в связи с возросшими санкционными рисками и логистическими издержками. По данным европейского участника рынка, в том числе свернул прямые отгрузки и германский производитель солода Weyermann. Представители последнего также следят, чтобы солод не попадал в Россию через третьи страны. Продолжаются лишь поставки солода из Чехии марки Soufflet. По словам источника «Октагона», его качество выше, чем у российского, но эта марка устраивает далеко не всех европейских пивоваров.

Даниил Бриман пояснил, что не обладает информацией об ограничениях поставок со стороны Weyermann. Тем не менее он допускает, что ограничения со стороны частных западных компаний действительно введены:

– Ни солод, ни хмель не являются санкционными товарами, и изменения здесь, скорее, связаны с инициативой самих производителей.

Частичная потеря западного сырья прежде всего ударила по небольшим пивоварням, специализирующимся на крафтовых сортах напитка.

– Если мы говорим про ароматные, специальные хмели, импортёры стараются работать под конкретные заявки, не завозят значительное количество хмеля к себе на склад. По этой причине и произошло сокращение ассортимента. Это же касается специальных импортных солодов, тёмных и светлых, редких сортов, – подчеркнул Даниил Бриман.

«Изменения почувствовали небольшие производители. Крафтовое пивоварение подразумевает, что пивовар от варки к варке может менять комбинации солода, хмеля, других компонентов. У средних и крупных производителей проблем ни с солодом, ни с хмелем нет. Фактически весь ассортимент доступен. Используемые в промышленном пивоварении рецептуры стабильны, отрабатываются годами и не меняются».

Даниил Бриман | председатель совета Союза российских пивоваров, президент ООО «Холдинговая компания “Сибирь”» Даниил Бриман
председатель совета Союза российских пивоваров, президент ООО «Холдинговая компания “Сибирь”»

Некоторые рестораторы и продавцы, специализирующиеся на реализации крафта, пытаются решить проблему путём заказа доставки из Европы пива в кегах. Представитель европейского бизнеса удивлён таким заказам, считая их признаком нарастающих проблем у российских пивоваров: «Следующим шагом после пива в кегах может стать только импорт пива в бутылках». Но, по мнению Бримана, речь идёт о крайне незначительной доле потребления.

Источник «Октагона» в ЕС считает, что при позитивном сценарии может закрыться каждая шестая российская пивоварня, при негативном – каждая четвёртая. Российские производители при этом предпочитают не давать прогнозов.

– Ситуация сейчас такова, что делать не только долгосрочные, но даже среднесрочные прогнозы наивно. Я бы не брался за это, потому что не понимаю вектор с точки зрения экономики. Сложно сказать, какие ещё могут появиться риски и как они повлияют на отрасль, – отмечает Даниил Бриман.

Как в России, так и в Европе ждут дальнейшего изменения пивного рынка. Отечественные представители отрасли связывают свои надежды с решениями Правительства РФ.

– Вчера была очередная встреча в Минсельхозе, на которой обсуждались наши предложения. Работа идёт, никто не отказывается от создания механизмов стимулирования выращивания хмеля в России. Но конструктивного ответа на нашу инициативу по формулированию отдельного законопроекта о поддержке хмелеводства, по аналогии с законом о поддержке виноделия, мы пока, к сожалению, не получили. Действия, которые сейчас происходят, сколь-нибудь значимой и финансово ощутимой поддержки для пивоваренной отрасли не подразумевают, – отметил Даниил Бриман.

– Мы просили обнулить таможенные пошлины по ряду позиций сырья, материалов и оборудования. Просили обнулить НДС для ввоза нового оборудования и комплектующих для пивоваренной отрасли, которые не производятся в России. Попросили отложить на несколько лет введение маркировки пивной продукции. Но ответов не получили. Пивоваренная отрасль РФ – современная, технологичная, в ней доминирует оборудование импортного производства. Отдельные узлы и агрегаты являются продукцией двойного назначения, ввоз которого в РФ сейчас либо запрещён, либо ограничен. Мы не можем получить запчасти для производственных линий. А нам предлагают дополнительно ещё привозить импортное оборудование, чтобы маркировать пиво. Как мы это должны сделать? – задаётся вопросом глава Союза российских пивоваров.

Даниил Бриман также обеспокоен активизацией работы над законопроектом о реестре, по сути вводящим новое регулирование для пивоваренной отрасли.

– Для нас это непонятная инициатива в условиях, когда президент и Правительство говорят, что в текущих обстоятельствах нужно максимально снимать с бизнеса ограничения, регулирующие воздействия и дополнительные механизмы контроля, – говорит эксперт.

Председатель союза пивоваров ожидает, что вне зависимости от действий со стороны Правительства на отечественном рынке произойдёт ротация пивных брендов:

– Российский рынок – один из наиболее развитых с точки зрения количества производителей, наличия самых разных брендов, стилей, вкусов. Поэтому вымывание импорта легко замещается отечественными производителями, мы уже это видим. У нас есть российские компании национального, регионального и даже городского масштабов. Ситуация заставляет отечественных пивоваров ещё энергичней творить и подбирать новые вкусы, следовать мировым трендам. К сожалению, часто импортное пиво для экспорта в Россию производилось по оптимизированным рецептурам, по упрощённым технологиям и было совсем другого качества, нежели пиво, которое варилось для своих рынков. В этом смысле даже и неплохо, что такого пива, не очень добросовестно сваренного, будет поменьше на рынке.

Схожий прогноз даёт Дмитрий Леванов:

– Будет провал по хмельным сортам. Оставшимся местным пивоварам с крафта придётся перейти на что-то другое. Мы начинаем эксперименты с солодом. Будет перестройка в сторону медовых сортов, эля. Многие смотрят в сторону сидра. В целом мы вернёмся к более качественному пиву. Массмаркет до последнего времени занижал качество. Ведь тот же «Хайнекен» – пиво, которое все пили, далеко не самое эталонное.

Европейский эксперт настроен более сдержанно. Он опасается, что запрашиваемые профильным союзом у Правительства РФ дотации достанутся лишь нескольким игрокам.

Собеседник «Октагона» отметил, что себестоимость пивного производства в ЕС выросла в связи с подорожанием воды, газа и электричества. Но сокращение поставок хмеля и солода в Россию на европейском рынке не отразится:

– Российский рынок не настолько большой. Если в Чехии несколько сотен пивоварен, то в Германии и Бельгии – по несколько тысяч. Они сожрут этот объём и не поморщатся. Есть ещё рынки Китая и Африки. В той же Нигерии более 200 миллионов человек населения. Поставки вполне могут быть переориентированы туда.

О высоком потенциале африканского рынка, где сегодня особо популярно испанское пиво, говорит представитель отрасли в Евросоюзе:

– Как выглядит самый обычный праздник в африканской деревне? Он отмечается в хибарах с земляных полом, где даже у детей есть только деревянные игрушки. Но взрослые на последние деньги запасаются огромным объёмом пива. Гости идут по дороге, на десятки метров заставленной пивными бутылками. Пиво льётся рекой. Всё это несмотря на большую его стоимость. Даже работающие в Африке европейцы с зарплатой в несколько раз больше, чем у местных жителей, могут себе позволить купить за раз не более трёх-четырех бутылок.

Прогноз в том числе подтверждает и опубликованное на днях сообщение компании Malteries Soufflet, объявившей об открытии своего первого солодовенного завода на африканском континенте, «чтобы реагировать на быстро развивающийся рынок».