Проведённая под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой более 10 лет назад реформа единого социального налога окончательно признана вредной: ранее разъединённые страховые взносы объединяются обратно в один, а малому бизнесу возвращаются льготы. Одновременно с этим объединяются и два фонда – Пенсионный (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). Казалось бы, логично, но под прикрытием административной реформы контроль над триллионами социальных рублей может получить «профсоюз» олигархов.
О том, что Правительство активизирует работу над слиянием ФСС и ПФР в единый Социальный фонд, объявил на днях премьер Михаил Мишустин. Минтруд должен до 5 мая представить план, а новая организация заработает уже с 1 января 2023 года. Теперь вместо двух фондов останется один, а три страховых взноса снова объединят в единый платёж.
Единый социальный
Когда-то всё это уже было: предприниматели платили единый социальный налог (ЕСН), но в 2010 году социальный блок Правительства затеял реформу. Как объясняла тогда Татьяна Голикова, она необходима ради благих целей. Во-первых, малый бизнес не платил ЕСН, что было несправедливо: работники не могли рассчитывать на хорошую пенсию. Во-вторых, неверна, по её мнению, сама концепция социального налога: ведь страховой взнос в отличие от налога – возвратный платёж. То есть всё уплаченное за работника потом ему и возвращается – пенсией, оплаченным больничным, медицинским обслуживанием. И реформа была проведена.
Выгоду от неё получили только сами социальщики: они вместо ФНС стали контролировать все соответствующие денежные потоки, увеличили штат и своё влияние в Правительстве.
Численность служащих ПФР, например, увеличилась сразу на 25 процентов.
А вот предприниматели взвыли: льготы по ЕСН были отменены, а вместо одного налогового проверяющего, ФНС, к ним теперь ходили и инспекторы из ПФР и других внебюджетных фондов.
Правда, потом быстро выяснилось, что сотрудники ПФР совсем не годятся для администрирования, хотя тарифы страховых взносов выросли по сравнению с ЕСН, пенсионщики стали собирать их значительно меньше, чем налоговики. В 2017 году администрирование взносов пришлось снова отдать сотрудникам налоговой службы, а теперь проведённая реформа окончательно сворачивается. Возвращаются даже льготы для малого и среднего бизнеса – они получат «скидку» в 15 процентов.
Больше не пенсии, а пособия
Однако реформа не только сворачивается, но и теперь вместо двух внебюджетных фондов образуется один – социальный (Фонд медицинского страхования почему-то решили не трогать). То есть фактически забыли старые сказки про обещанные «возвратные» платежи. Теперь взносы – это налоги, а всё выплачиваемое из Социального фонда – социальные пособия, включая пенсию. Раз больше нет Пенсионного фонда, пенсия не зарабатывается в течение жизни, а назначается. Теперь это официально социальное пособие по старости.
Социальный фонд не будет, как сейчас, государственным учреждением, он обретёт новую правовую форму «внебюджетный фонд», то есть станет особой некоммерческой организацией. Получается необычная конструкция – социальное и пенсионное обеспечение гарантируется государством (даже поправки в Конституцию недавно принимали), а выполнять эту функцию будет совершенно негосударственная компания. Да, её учредителем будет Правительство, но формально с государством эта организация никак не связана.
Агентства наглядно показывают, что о гражданах они думают в самую последнюю очередь.Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости
Очень похоже на существующие ныне правительственные агентства. Пока эти агентства наглядно показывают, что о гражданах и поставленных перед ними задачах они думают в самую последнюю очередь. Взять, например, реорганизованное ныне Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК, теперь это банк «ДОМ.РФ»). Его создавали для развития ипотеки и помощи заёмщикам, попавшим в сложную ситуацию. Агентство полностью провалило все поставленные перед ним задачи (например, майские указы Владимира Путина), цинично бросило в 2014 году валютных ипотечников на произвол судьбы, но зато прославилось бешеными зарплатами сотрудников. В среднем там зарабатывают по 800 тыс. рублей в месяц. И при таких зарплатах руководство ещё выписывает себе миллиардные премии. Только в 2016 году на мотивацию топ-менеджеров АИЖК было направлено более 1 млрд рублей. Интересно, новый Социальный фонд будет работать так же?
Пенсионный план
Конечно, штатное расписание нового фонда и будущие зарплаты его работников пока держатся в тайне. Хотя надо отметить, пенсионщики и сейчас совсем не обижают себя зарплатами. Например, даже в сложные коронавирусные годы их доходы поднялись более чем на 50 процентов. Если в 2018 году сотрудники центрального аппарата ПФР в среднем получали 59 тыс. рублей, то в 2020-м – уже 92 тыс. рублей. А уж социальные работники, как показало исследование «Октагона», зарабатывают неплохо.
Социальное богатство
Согласно исследованию Credit Suisse, доходы россиян за время пандемии снизились в среднем на 24 процента. Но это доходы простых россиян. «Октагон» нашёл целую когорту чиновников, у которых за прошлый ковидный год зарплаты выросли аж на 20–30 процентов, до 250–350 тыс. рублей в месяц. И так уж совпало, что в обязанности именно этих чиновников входит забота о тех россиянах, у которых реальные доходы снизились или совсем пропали.
Перейти к материалуПохоже, подробности работы нового фонда так и останутся тайной. Как негосударственная компания он будет вправе не раскрывать эти данные. Но зато известно, кто будет контролировать новый фонд. Вернее, его денежные потоки – более 10 трлн рублей в год. Сейчас Пенсионным фондом управляет его глава и правление, а в новом фонде будет образован наблюдательный совет из трёх групп граждан: чиновников, представителей профсоюзов и работодателей. Таким образом государственную функцию по социальному обеспечению на триллионы рублей будут выполнять люди, которые к этому обеспечению никакого отношения не имеют. Более того, к контролю над денежным потоком в 10 трлн рублей теперь будут допущены и «представители работодателей». То есть представители олигархов, которые ранее даже мечтать не смели притронуться к этим громадным деньгам.
Но, похоже, ради этого всё и затевается.