Трансграничное углеродное регулирование (ТУР), которое готовит Евросоюз, изменит Россию. РФ вводит национальную систему по учёту за выбросами и планирует собственный налог, который может избавить экспортёров от европейских пошлин, а российский бюджет пополнить миллиардами рублей. В то же время, чтобы остаться на международном рынке и снизить предстоящие убытки, промышленникам придётся произвести настоящую технологическую революцию.
В последний год тема климатической политики вышла на первый план как в России, так и в мире. Вопрос превращения в углеродно-нейтральную страну к 2050 году был прописан в предвыборной кампании президента США Джо Байдена и сейчас обсуждается на законодательном уровне. Китай запустил национальную схему торговли углеродными квотами, предусматривающую переход к нулевому углеродному балансу к 2060 году.
Но основное внимание приковано к Евросоюзу, который в июле этого года опубликовал экологический план EU Green Deal. Согласно документу, к 2030 году снижение выбросов углекислого газа должно составить 55 процентов к уровню 1990 года, а к 2050 году страны ЕС должны стать климатически нейтральными – то есть выбросы СО2 в атмосферу должны равняться нулю или быть скомпенсированы.
Главный способ регулирования процесса – введение трансграничного углеродного регулирования. В его рамках ЕС планирует ввести таможенные пошлины на импорт железа, стали, алюминия, цемента и удобрений. Механизм заработает с 2023 года, когда ЕС начнёт аккумулировать информацию по объёмам углеродного следа при производстве ввозимой продукции. С 2026 года предприятия смогут импортировать товары в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов CO2, которая образовалась при их изготовлении.
Углеродный (карбоновый) след – совокупность выбросов парниковых газов, произведённых прямо или косвенно как человеком, так и предприятиями. Измеряется в метрических тоннах углекислого газа (CO2).
По подсчётам Минэкономразвития РФ, под ТУР попадёт российский экспорт в объёме около 7,6 млрд долларов в год. Урон для отечественных экспортёров может составить около 3 млрд евро ежегодно, заявлял в апреле 2021 года глава Минприроды РФ Алексей Козлов. А по оценке Германа Грефа, до 2050 года российский экспорт понесёт потери в размере 4 трлн долларов.
Это связано с тем, что основная часть российских предприятий, по мнению экспертов, не готова к введению подобного налога. С одной стороны, крупнейшие предприятия в последние годы уделяют внимание экологической повестке и разработали программы достижения углеродной нейтральности или как минимум значительного снижения углеродного следа своей продукции.
«Весьма серьёзно к своим экологическим планам относятся „Русал“, который уже производит более 90 процентов алюминия за счёт энергии ГЭС, то есть из возобновляемых, а не углеводородных источников, „Норникель“, НЛМК, „Северсталь“, ММК и другие».
Алексей Калачёв
аналитик ГК «Финам»
С другой стороны, отечественные заводы отличаются значительной углеродоёмкостью, завязанной на использовании кокса. Цветная металлургия во многом базируется на природном газе, но и она отличается высоким уровнем углеродных выбросов. Все предприятия промышленно-металлургической отрасли имеют коксохимические активы и, считает промышленный эксперт Леонид Хазанов, «наверняка не смогут пока от них отказаться, переведя мощности на использование чистых энергоносителей».
– Заявления отдельных компаний о выпуске углеродно-нейтральных металлов мне кажутся несостоятельными, поскольку они основываются лишь на калькуляции доли углерода в структуре их производства, а выбросы продолжают отравлять воздух ряда российских городов, – отметил Леонид Хазанов в беседе с «Октагоном».
Вопросы введения ЕС таможенных пошлин в постоянном режиме обсуждаются как на уровне государственной власти, так и в среде промышленников. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) регулярно проходят совещания на площадке комитета по климатической политике и углеродному регулированию.
В крупнейших региональных союзах также на протяжении последнего года проводятся обсуждения ТУР с властями. В Свердловской области на сентябрьской встрече актива Свердловского регионального союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) побывал министр иностранных дел Сергей Лавров, который подтвердил, что зелёная тематика находится в постоянной международной повестке РФ, и заявил о необходимости отстаивать интересы российских экспортёров.
По словам вице-президента СОСПП Александра Породнова, в Свердловской области на металлургию приходится 55 процентов от общего оборота отгруженного товара по обрабатывающим отраслям, в связи с чем ТУР особенно важно для региона. На совещаниях обсуждаются вопросы возможной поддержки предприятий, которые реализуют мероприятия по снижению углеродного следа: сокращение барьеров и издержек, связанных с внедрением новых технологий.
«Предприятия волнует не только повышение пошлин. Оно ведёт за собой целый комплекс различных специальных мероприятий: разработка новых марок стали, взаимодействие с наукой, перенастройка техпроцессов, выпуск экосертификатов, большие программы по модернизации систем очистки и многое другое».
Александр Породнов
вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП)
Ужесточение контроля над выбросами поставит производителей перед необходимостью замены источников энергии на возобновляемые, а технологий производства на более современные. Это может стать «началом нового большого инвестиционного цикла в промышленности, который приведёт её к технологическому обновлению», считает Алексей Калачёв.
С ним согласен и Александр Породнов. По мнению вице-президента СОСПП, новые технологические процессы и производство новых материалов откроют новые бизнес-ниши.
– Те предприятия, которые будут готовы и вовремя увидят эти новые бизнес-ниши в рамках технологической перестройки. И это глобальный процесс: революция существующих технологических процессов в ряде отраслей, – отметил Александр Породнов.
Перестройка механизмов производства неизбежно приведёт к потребности в масштабных инвестициях. Часть затрат может быть переложена в цены.
При этом в РСПП «Октагону» сообщили, что не ожидают большого ущерба для российских производителей, а соответственно, и роста цен на товары в России. По мнению союза, введение регулирования в ЕС приведёт к повышению цен именно на европейском рынке.
– Импортёры переложат свои дополнительно появившиеся затраты в цены, это приведёт к изменениям товарных потоков по всему миру. Мы не ожидаем роста цен на продукцию российских компаний из-за введения европейского регулирования на внутрироссийском рынке, не стоит переоценивать его роль и значимость, – отметили в РСПП.
В то же время в настоящий момент в России обсуждается альтернативное национальное углеродное регулирование.
В июле 2021 года был принят закон об ограничении выбросов парниковых газов, который вступит в силу с января 2022 года. В его рамках предполагается государственный учёт выбросов, выработка целевых показателей по их снижению, установление рынка обращения и зачёта углеродных единиц.
В Правительстве РФ, по данным «Ведомостей», также рассматривают возможность введения российского варианта углеродного сбора. В будущем он может быть использован европейской системой контроля в зачёт платежей за выбросы CO2 в России и таким образом избавит экспортёров от необходимости уплаты сбора за ввоз продукции в ЕС.
– По всей вероятности, ЕС будет учитывать и соответствующие платежи в странах производства ввозимой продукции. И если к тому времени в РФ будут введены аналогичные сборы, они пойдут не в европейский, а в российский бюджет, – отметил Алексей Калачёв.
Однако в этом случае, считают в РСПП, повышения цен на внутрироссийском рынке избежать будет трудно.
– Если предположить введение платы на европейском уровне, то можно ожидать удвоения инфляции, то есть она может вырасти на 4 процентных пункта, и роста цен на продукцию базовых отраслей российской промышленности на десятки процентов, – прокомментировали в РСПП.
Властям совместно с промышленниками ещё предстоит выработать оптимально сбалансированные решения для перехода к зелёной промышленности. Пока же ТУР уже заподозрили в использовании в качестве инструмента создания недобросовестной конкуренции в отношении российских экспортёров.