Согласно сложившейся ещё в 2000-х годах новогодней традиции, Киев решил напомнить о себе после начала отопительного сезона в Европе. Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» сообщила о намерении прекратить транзит газа, идущего из России в ЕС, после истечения срока действия контракта, то есть с конца 2024 года. И хотя не все европейские страны зависят от этого канала, эксперты не исключают роста газовых цен и новой пертурбации на рынке.
Исключительно из альтруистических соображений «Нафтогаз» продолжает прокачку российского газа по своей территории. По крайней мере, так выразился глава компании Алексей Чернышов. «Соглашение завершится до конца 2024 года. Мы не будем инициировать продолжение этого транзита. Контракт завершится – транзит остановится», – заявил он, подчеркнув, что сегодня Украина не будет отказываться от российского газа из-за «необходимости снабжать им Европу» в преддверии зимы.
В сентябре топ-менеджер делал похожие заявления. Тогда он сообщил, что единственная причина, по которой Украина всё ещё участвует в транзите газа из России, кроется в желании «просто поддержать европейские страны», особенно те, которые не имеют выхода к морю.
Заключённый в декабре 2019 года контракт предусматривает прокачку в период с 2020 по конец 2024 года 225 млрд кубометров газа с возможностью продления. В настоящее время через украинскую территорию ежедневно прокачивается 40–42 млн кубометров газа, то есть 15–20 млрд кубометров в год, что составляет примерно половину от всех трубопроводных поставок голубого топлива в Европу. При этом, несмотря на снижение объёмов транзита, Киев получает за него около 1,2–1,3 млрд долларов в год (как если бы прокачка превышала 100 млн кубометров в сутки).
Следовательно, на деле альтруизм оказывается некоторым лукавством. Кроме того, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов напоминает, что ещё в 2019 году Украина выступала против заключения контракта:
– Она заявляла, что нового контракта не хочет, а «хочет быть владычицей морскою», перейдя на европейские, аукционные правила взаимоотношений с «Газпромом». Предлагалось поставить цену на точку входа в ГТС Украины, на точку выхода, что должно было привести к кратному увеличению платежей за прокачку газа. Но «Газпрому» удалось настоять на продлении контракта. Сейчас принципиально ничего не изменилось.
Будет ли «Газпром» настаивать на продлении контракта и на сей раз, неизвестно. Пока монополия не отреагировала на заявления «Нафтогаза». Если следовать логике Александра Фролова, это может быть связано как с тем, что транзит возможен и без контракта, так и с тем, что фактически за транзит отвечает не «Нафтогаз», а «Оператор газотранспортной системы Украины» – компания, специально созданная пару лет назад для управления ГТС. Никаких заявлений относительно перспектив транзита от последней не поступало.
Между тем европейские потребители начали нервничать. В зоне риска оказываются Австрия, Италия, Словакия, Венгрия и Греция. Определённые сложности в связи с нарушением транзита через Украину могут возникнуть у первых трёх, остальные при желании могут рассчитывать на «Турецкий поток». И об этом уже заявили власти Венгрии. В частности, глава венгерского МИД Петер Сийярто, комментируя высказывание Алексея Чернышова, отметил, что пропускная способность «Турецкого потока» из Сербии в Венгрию составляет 8,5 млрд кубометров. «Таким образом, в принципе, долгосрочный контракт может быть выполнен, и объём, который был закреплён в долгосрочном контракте, также может быть легко доставлен через этот трубопровод. Потому что по нашему долгосрочному контракту ежегодно “Газпром экспорт” должен поставлять 4,5 миллиарда кубометров газа в Венгрию», – сообщил он.
К слову, уже сегодня Будапешт примерно половину российского газа получает через «Турецкий поток» и его балканское продолжение.
Другие страны, входящие в шестёрку потребителей, пока хранят молчание, хотя в отличие от тех же Венгрии, Австрии и Словакии найти замещающие объёмы газа для них практически невозможно. За всех поспешил высказаться представитель Еврокомиссии Тим Макфи. Он справедливо заметил, что конец 2024 года – «достаточно отдалённая перспектива, чтобы попытаться предсказать ситуацию, которая сложится на тот момент».
В преддверии зимы цены на газ начали расти, несмотря на многократные заверения в том, что газовые хранилища европейских государств заполнены чуть ли не на 100 процентов. Ноябрьские фьючерсы в октябре торговались в пределах отметки 600 долларов за тысячу кубометров (максимум с марта). В начале ноября декабрьские фьючерсы составили 523, январские – более 545 долларов за тысячу кубометров.
Далее подъём может возобновиться. Как говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, драйвером роста может стать досрочное прекращение транзита после окончания отопительного сезона.
В ходе Петербургского международного газового форума обратил внимание на газовые цены и глава Минэнерго Николай Шульгинов.
Он дал Европе вполне однозначный сигнал, заявив, что лишь поставка российского трубопроводного газа может спасти ситуацию.
«Сейчас у них [европейцев] цены могут снова расти на разных этапах, но и при этом только поставка российского газа может привести к снижению», – отметил он. Ни заполненные хранилища, ни импорт сжиженного природного газа, по его словам, не являются гарантией удержания стабильной стоимости.
В случае если Украина всё-таки выполнит свою угрозу, пострадавшей стороной может оказаться Молдавия. Весь объём поставляемого в республику российского газа направляется ею в Приднестровье, где используется для работы Молдавской ГРЭС (принадлежит «Интер РАО»). Сама Молдавия с октября 2022 года практически полностью перешла на энергию, вырабатываемую этой электростанцией.
Таким образом, уже возникший в стране энергетический кризис (в Молдавии действует режим ЧП) может усугубиться, если российский канал будет перекрыт. Впрочем, ещё в сентябре глава Приднестровья Вадим Красносельский заявил, что у Тирасполя есть гипотетическая возможность получать российский газ в обход украинской территории. По его утверждению, логистическая альтернатива уже проработана на практике и диаметра трубопровода вполне хватает, чтобы обеспечивать Приднестровье газом.
Остаётся всего пара вопросов: действительно ли такая логистическая возможность функциональна и что по этому поводу думает «Газпром»? В ситуации с Молдавией мяч на его стороне поля. И захочет ли монополист помогать республике посредством приднестровского канала, принимая во внимание исторический долг перед ним, тоже неясно.