Россию и Белоруссию связывают ежегодный товарооборот на миллиарды долларов, сотни совместных предприятий и крупные взаимные инвестиции. Однако в 2020 году темпы торговли между странами продолжили снижаться. Причиной стали меняющийся сырьевой рынок и экспортные правила, установленные Белоруссией. На фоне политической нестабильности и пандемии госкорпорации России не меняют своих планов по сотрудничеству с союзным государством, а малый бизнес, напротив, задумывается о переезде.
Объём накопленных инвестиций из России в Белоруссию составляет более 4 млрд долларов, ещё 600 млн долларов – из Белоруссии в Россию. Суммарно насчитывается порядка 2,5 тысячи российско-белорусских предприятий. Товарооборот между странами составил, согласно статистике республики, 23,6 млрд долларов за январь – октябрь текущего года.
В целом структура экспорта не показала кардинальных изменений на фоне политической напряжённости. Больше всего Белоруссия продолжает продавать России продукты питания. Сыры, творог, сливочное масло, мясо, молоко занимают первые строчки по экспортным продажам. Доходы по этим позициям оценивают в 1,79 млрд долларов за 10 месяцев. Также белорусские компании продали грузовой и сельскохозяйственный транспорт на 504,85 млн долларов.
©octagon.media, 2020
Россия продолжает поставлять в республику природный газ – на 1,94 млрд долларов, хотя объёмы поставок снизились на 9,2 процента по сравнению с тем же периодом 2019 года. Из России также отправляют чёрные металлы, произведённые из них трубы и конструкции (продажи – 1,21 млрд долларов), легковые автомобили и шины (566,1 млн долларов). Кроме того, за январь – октябрь в Белоруссию была отправлена аппаратура связи на 95,3 млн долларов.
Поиск новых
Товарооборот за 10 месяцев между странами снизился на 18,4 процента по сравнению с тем же периодом 2019-го, сообщал Белстат. Хотя протестное движение началось в августе, эксперты уверены, что политическая ситуация ещё не находит отражения в приведённых цифрах. Сейчас на внешнеторговые обороты между Россией и Белоруссией влияют те тенденции, которые наметились в 2019 году, среди них – решение Белоруссии по диверсификации национальной экономики, поиск новых стран-партнёров по азиатскому и западному направлениям, считает генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) Сергей Рекеда.
Ранее в Белорусской торгово-промышленной палате сообщали, что в республике действует программа развития экспорта, согласно которой поставки должны быть разделены по формуле «30–30–30». «То есть по 30 процентов экспорта в страны Евразийского экономического союза, Евросоюза и дальнего зарубежья», – пояснял председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович.
Впрочем, несмотря на ранее декларируемые планы, картина пока что слабо поменялась. По состоянию на октябрь 2020 года Россия – это половина внешней торговли Белоруссии.
©octagon.media, 2020
Темпы товарооборота между странами снижались в течение 2019 года, за прошедший год объёмы экспорта и импорта упали на три процента. В 2020 году эта тенденция сохраняется и усугубляется из-за коронавируса.
«Наряду с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией причинами замедления макроэкономической динамики в январе – июне 2020 года стало сокращение поставок российской нефти и рост поставок более дорогой нефти из альтернативных источников; снижение конкурентоспособности нефтехимического экспорта в условиях падения цен на нефтепродукты», – сообщается в докладе ЦИПИ.
Формировалась исторически
Сейчас крупный российский бизнес не отказывается от своих планов в Белоруссии. Госкорпорация «Росатом» на фоне протестов продолжала строительство и запуск первой в республике атомной электростанции (АЭС). Белорусская АЭС в городе Островец включает в себя два реактора, совокупная мощность которых составит более 2 тыс. МВт. Первый энергоблок начал выдавать первые киловатт-часы в энергосистему республики 3 ноября.
– БелАЭС будет обеспечивать около 25 процентов необходимой Белоруссии электроэнергии. Так как подавляющее большинство выработки электроэнергии приходится на поставляемый из России природный газ, стратегический расчёт делается на постепенное снижение зависимости от газа. Республика ежегодно импортирует около 19–20 млрд кубометров газа, после ввода обоих энергоблоков БелАЭС её потребность в газе снизится на 4–5 млрд кубометров, – сообщили в ЦИПИ.
Несмотря на политическую ситуацию в Белоруссии, «Росатом» продолжал строительство в республике атомной электростанции.Фото: «Росатом»
Ситуацию в республике прокомментировала российская госкорпорация «Ростех», дочерние структуры которой поставляют легковые автомобили, медицинскую технику, системы связи, радиолокации и многое другое.
– «Ростех» и Белоруссия сохраняют огромные объёмы сотрудничества в самых разных отраслях, включая авиастроение, точное и транспортное машиностроение и так далее. Эти отношения отличает большая степень взаимной интеграции, которая формировалась исторически и с течением времени продолжает усиливаться, – сообщили «Октагону» в пресс-службе госкорпорации.
Страны связывает давнее военно-техническое сотрудничество: часть военной техники, которая производится на предприятиях в России, выпускается с комплектующими, поставляемыми из Белоруссии. В состав межгосударственной финансово-промышленной группы «Оборонительные системы» (занимается реализацией проекта по глубокой модернизации средств противовоздушной обороны) вошли пять белорусских и 12 российских предприятий. «280 российских предприятий поставляет на Минский завод колёсных тягачей комплектующие и материалы для производства техники, большая часть которой идёт на экспорт», – уточняют в Рособоронэкспорте.
Протесты не сказываются на экономической ситуации в Белоруссии и на торговых отношениях с Россией, этот сценарий эксперты считают возможным только в случае прихода к власти оппозиции.
– Возможно, если произойдёт [политическая] дестабилизация, если к власти придёт радикальная оппозиция, начнётся целенаправленный процесс переориентации страны на другой геополитический вектор. Тогда для российского капитала, для российского бизнеса будут серьёзные проблемы в Белоруссии, – отметил Сергей Рекеда.
Решил притормозить
А вот компании малого бизнеса находятся в неопределённости: речь идёт как о белорусских предпринимателях, так и о российских бизнесменах, работающих в республике
– Кто-то из предпринимателей всерьёз размышляет о релокейте (Смене места работы. – τ.) за пределы страны. Кто-то [до 9 августа] строил планы по развитию и расширению, но решил притормозить, пока не добавится определённости. На паузу в целом встали многие, чтобы посмотреть, что будет дальше. Планы по развитию отложили на неопределённый период, – рассказал «Октагону» гендиректор компании «Спектрально-динамические системы» Александр Лукьянов.
По мнению предпринимателя, причина подобных настроений – сложная и напряжённая обстановка как на мировой экономической арене, так и внутри страны.
– Ситуация туманная и непонятная, многие внутренние [проблемы] обостряются. Поэтому [предприниматели] предпочитают переждать на берегу, – добавил он.
Согласно статистике, малый и средний бизнес ежегодно обеспечивает четверть валового внутреннего продукта Белоруссии.
При этом многие организации оказались в числе отраслей, пострадавших в период пандемии 2020 года: оптовая торговля (падение оборотов за 11 месяцев – 5 процентов), транспортная деятельность (сокращение перевозок пассажиров – 17,8 процента, грузов – 7,1 процента).
Исследовательская компания InComeIn подтверждает, что после выборов из Белоруссии стал чаще уезжать IT-бизнес, который довольно развит в республике: «Уже наметилась тенденция к снижению валютной выручки в связи с переездом части IT-сектора, который был драйвером белорусской экономики в течение последних нескольких лет».
Никакой политики
Когда в августе 2020 года уличные протесты только разгорелись, на ситуацию отреагировали представители бизнес-сообщества. Российско-белорусский деловой совет (РБДС, функционирует в составе Торгово-промышленной палаты РФ; в состав совета входит крупный бизнес, работающий в Белоруссии: Сбербанк, ЛУКОЙЛ, Ростех, банк ВТБ и другие) опубликовал обращение к властям и гражданам республики с просьбой «признать очевидные факты протестной напряжённости в обществе и, не теряя времени, сесть за стол мирных подробных переговоров, которые должны увенчаться выходом из политической нестабильности». В обращении за подписью главы РБДС Дмитрия Мазепина совет предлагал свою помощь, в том числе в качестве площадки для такого диалога.
Но после этого заявления ассоциация заняла выжидательную позицию.
– Собрания совета проходят часто, два раза в месяц. После 9 августа были встречи по таможенной теме, по стандартам. Но никакой политики [на заседаниях] не было, только бизнес-вопросы, – рассказал «Октагону» источник в РБДС.