Недостатки действующей в России системы стандартизации тормозят перестройку экономики и её адаптацию к новым санкционным условиям. К такому выводу приходят как участники рынка, так и представители власти. Оформляющие сертификаты компании отказываются от любой ответственности, продавцы не гарантируют качества сертифицированной продукции, лаборатории диктуют условия крупным холдингам. Один из путей решения проблемы – введение государственной монополии.
История стандартизации в России берёт начало в 1925 году. Главной её задачей на начальном этапе было определение того, насколько изделие, товар или продукт питания является полезным и безопасным для человека. Понятие «государственный общесоюзный стандарт» (ГОСТ) введено в 1940 году. С этого времени выпускавшейся на территории Советского Союза продукции присваивался код стандарта. Он устанавливал, каким должен быть производимый и продаваемый товар, а также его состав и технология изготовления.
Современная Россия переняла ГОСТы у СССР. В начале 1990-х они полностью соответствовали советским, но время не стояло на месте – менялись технологии и требования к производству. Постепенно в РФ начали появляться собственные ГОСТы, в названии которых появилась дополнительная буква Р.
Новый этап в истории стандартизации начался 1 сентября 2011 года. С этого дня соблюдение ГОСТов стало носить добровольный характер.
Исключение было сделано для оборонной продукции и товаров, влияющих на жизнь и здоровье потребителей.
Параллельно с этим в стране развивались другие системы сертификации, наибольшее распространение среди них получила система «ТУ» (технические условия). Наличие соответствующего кода на упаковке продукта или товара означает, что он изготовлен по техническим условиям, разработанным и утверждённым на конкретном предприятии. ТУ не подлежат обязательной экспертизе и согласованию с госорганами, их регистрация добровольная.
Владельцем ГОСТа выступало государство, ТУ владеют коммерческие структуры, обладающие возможностью передавать права на них и продавать их другим компаниям и производителям. Поэтому для потребителей информация о том, в соответствии с какими требованиями произведена сертифицированная по ТУ продукция, может остаться загадкой.
В конце 2019 года Росстандарт запустил реформу, в ходе которой упразднил восемь принадлежавших ему систем добровольной сертификации. В числе прочих пошла под нож и система «ГОСТ Р». Все ранее выданные по ней сертификаты продолжат действовать до истечения указанного в них срока. У ведомства осталась только одна добровольная система – Национальная система сертификации, в рамках которой создаются технические комитеты по направлениям. С этого момента участники рынка начали сообщать о сбоях, в ряде случаев ставящих под вопрос не только эффективность, но и законность работы бизнеса.
Одним из наиболее проблемных оказался рынок стройматериалов. В последние годы на нём стабильно рос спрос на стеклопластиковую композитную арматуру. По ряду технических параметров такой материал не уступает металлической арматуре и даже превосходит её. Устойчивость к коррозии и химическим воздействиям делает стеклопластик незаменимым при возведении портов и складских помещений для химических реагентов, а также в дорожном строительстве. Пониженная теплопроводность позволяет использовать этот материал для монтажа полов. Однако в разы меньшая прочность на изгиб делает стеклопластиковую композитную арматуру непригодной для изготовления несущих конструкций, а чувствительность к ультрафиолету ставит её в зависимость от условий хранения.
Около 80 процентов на этом рынке занимают китайские производители, цены на продукцию которых на европейском рынке ниже, чем у российских, несмотря на значительно большие логистические и санкционные издержки. Предприятия из России и Белоруссии наращивают мощности по производству композитной арматуры и пытаются найти покупателей в Евросоюзе и других регионах. Среди таких организаций наиболее известны завод «Армпласт» (Нижний Новгород), Pultra (Санкт-Петербург) и «МагКомпозит» (Белоруссия).
На стеклопластиковую арматуру действует ГОСТ 31938-2012 (Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций), в котором прописаны условия хранения, перевозки, маркировки, периодических испытаний. Что именно указано в ТУ производителей этих материалов, покупателям выяснить сложно. Европейский бизнесмен рассказал «Октагону», что белорусское предприятие отказалось выслать ему текст ТУ, предложив огласить его параметры только в ходе личной или онлайн-встречи.
«На первой стадии переговоров представители большинства предприятий не говорят, что выпускают продукцию не по ГОСТу, а по ТУ. Это выясняется позже. Характеристики ТУ могут значительно отличаться от гостовских».
Источник «Октагона»
– Последние, например, предписывают, если продукция хранилась под солнечными лучами, раз в полгода проводить испытания партии и выдавать протоколы проверки качества заказчикам, – пояснил предприниматель.
Другой замеченный им тренд заключается в том, что многие предприятия готовы представить прайс на свою продукцию только после того, как заказчик направит в отдел по работе с клиентами номенклатуру, а после получения необходимых документов прекращают общение с потенциальными заказчиками без объяснения причин.
В частности, в ходе общения с собеседником издания пропали менеджеры «Армпласта». Из переписки бизнесмена с представителями завода следует, что 10 января 2022 года он направил заявку на получение образцов продукции. 17 февраля на вопрос заказчика, стоит ли ждать информации по его запросу, поступил ответ: «Да, образцы должны были быть уже готовы, уточню у производства, напишу вам». Но это сообщение оказалось последним, больше менеджер «Армпласта» на связь не выходила.
Представительница другой известной организации в разговоре с бизнесменом пояснила, что по общим правилам выпускаемая предприятием арматура соответствует ТУ. Выпуск продукции по ГОСТу возможен только при условии полной предоплаты.
Вызвали удивление у предпринимателя и построенные некоторыми производителями схемы продажи продукции:
– Производит одно юрлицо, продаёт – другое. Продавец в ходе переговоров пытается вступить в дискуссию и заявляет, что не будет нести ответственность за качество проданного материала.
Возникают вопросы и к процессу сертификации продукции, производимой в России по западным стандартам. Одним из лидеров в сфере таких услуг на отечественном рынке является швейцарская многонациональная компания SGS (ранее – Société Générale de Surveillance). В РФ она представлена подразделением SGS Vostok Limited.
Один из бизнесменов поделился с «Октагоном» заключением этой компании о результатах исследования образцов продукции. В документе говорится, что SGS не несёт ответственности за результаты, полученные лабораторией. Сертификационная компания также снимает с себя ответственность за репрезентативность результатов – она не гарантирует, что другие образцы в партии товара обладают такими же свойствами и что даже изученный образец сохранит свои свойства в будущем. Декларируемое в заключении освобождение от ответственности и юрисдикции означает, что SGS не берёт на себя ответственность за исполнение национального законодательства – она отвечает только перед клиентом в рамках договорных обязательств.
– Получается, что компания SGS не несёт ответственности ни за что. Они говорят клиентам, что с этим документом их товар будет в Европе, но это не так, – считает собеседник.
По его мнению, в России назрела необходимость в реформе системы сертификации. В её основу могло бы быть положено создание единого государственного института, лаборатории которого будут исследовать все поступающие от заказчиков образцы продукции и нести ответственность за выдаваемые заключения. Такая схема реализована в ряде стран ЕС. В случае аккредитации института в Европе, а также в таких дружественных России странах, как Иран, Китай, Бразилия, он мог бы стать основой для создания нового межгосударственного рынка для российской продукции, программы эффективного противодействия санкциям.
В Правительстве РФ знают о проблемах действующей в России системы сертификации и готовят план действий по их эффективному разрешению. Такое мнение высказал в разговоре с корреспондентом издания генеральный директор Ассоциации импортозамещающих предприятий Сергей Ярутин.
– За последние годы система стандартизации в России значительно продвинулась. Мы наблюдаем ряд положительных тенденций, таких как значительное сокращение времени на создание стандарта, уход устаревших нормативов в прошлое, привлечение бизнеса к формированию объективных потребностей России, – сообщил он.
В то же время глава ассоциации признаёт, что при реализации государственных задач на уровне технических комитетов возникают моменты, требующие срочного внимания со стороны российского Правительства.
– Я приведу один из множества примеров, имеющих общую тенденцию. Считаем, что может существовать зависимость при принятии решений ТК (МТК) 46 «Кабельные изделия» от негосударственного института ОАО «ВНИИКП». Необходимо определить степень зависимости принятых решений от «пожеланий» холдингов, – убеждён Ярутин.
«Почему государственные и негосударственные корпорации, такие как РЖД, “Россети”, “Газпром нефть”, “Татнефть”, “Росатом”, МОЭСК и многие другие, вынуждены ждать “решений (одобрений)” от ОАО “ВНИИКП” при формировании своих энергосистем? По этому вопросу государство должно провести проверку с последующим принятием процессуальных решений».
Сергей Ярутин
директор Ассоциации импортозамещающих предприятий
Глава ассоциации предполагает, что Министерству промышленности и торговли РФ необходимо пройти большой путь по переходу к независимой системе стандартизации кабельной продукции, требуется появление государственного института стандартизации.
– Разве в России нет институтов с достаточной испытательной (технической) базой для выработки решений в области изготовления данной продукции? Разве профессора, работающие в государственных структурах, создавшие современную энергетическую систему, не способны нести итоговые решения в принятии стандартов? – задаётся вопросом Ярутин.
– Уверены, что заместитель председателя Правительства РФ – министр промышленности и торговли РФ Мантуров Денис Валентинович с целью реализации технического суверенитета России в кратчайшие сроки перестроит под новые реалии систему стандартов, уже констатируем задаваемые им тенденции, – заключает собеседник «Октагона».