Федеральные власти готовятся вывести мусорную реформу на финишную прямую, решив вопрос с распорядителем сферы обращения с промышленными отходами. Это один из самых крупных российских рынков, ёмкостью до 1,4 трлн рублей в год. На него претендовали госкорпорации, но Москва планирует отдать его в руки Российского экологического оператора (РЭО).
В конце августа на портале «Оценка регулирующего воздействия» появился проект указа о внесении изменений в указ президента РФ о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор». Документ разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ. В нём предлагается изменить круг полномочий компании. Если на сегодняшний момент она уполномочена работать с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), то после внесения изменений ей отойдут и другие виды отходов, в том числе часть промышленных. Также оператору перейдут полномочия по охране окружающей среды.
Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» была создана в 2019 году для реализации в том числе стартовавшей тогда же мусорной реформы. Генеральный директор РЭО был назначен администратором федерального проекта по комплексной системе обращения с ТКО, входящего в нацпроект «Экология». Учредителем РЭО выступило Минприроды РФ.
В число целей оператора вошли защита здоровья и окружающей среды, создание системы вторичной переработки сырья, привлечение инвестиций в отрасль и реализация нацпроекта «Экология» в сфере обращения с отходами.
Всё это время в ведении РЭО находилась сфера обращения с ТКО. Единым федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности (радиоактивные отходы, батарейки, ртутные лампы) с конца 2019 года является госкорпорация «Росатом». При этом сфера отходов III, IV и V классов опасности (промышленные, строительные, коммунально-бытовые отходы) оставалась вне управления специальной структуры. В 2019 году на неё претендовал «Ростех»: глава госкорпорации Сергей Чемезов предлагал наделить её статусом федерального оператора по вывозу и переработке промышленных отходов, писал РБК. По мнению Чемезова, отсутствие федерального оператора в сфере обращения с промышленными отходами «ставит под угрозу исполнение в установленные сроки мероприятий, предусмотренных нацпроектом “Экология”».
По оценкам главы «Ростеха», на промышленные отходы приходится около 95 процентов всего объёма мусора в России.
Их количество превышает объём твёрдых коммунальных в 19 раз, говорил исполнительный директор ассоциации операторов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. По подсчётам Аналитического кредитного рейтингового агентства, примерная стоимость вывоза и складирования промышленных отходов может составлять около 1,4 трлн рублей.
Исходя из подготовленного Минприроды РФ законопроекта, теперь этот финансово привлекательный рынок достанется РЭО, несмотря на недостаточные результаты реализации мусорной реформы в сфере обращения с ТКО.
По планам, мусорная реформа должна решить проблемы возникновения незаконных свалок и сократить объём складируемых на полигонах отходов – путём создания системы замкнутого цикла, перехода от складирования мусора к его переработке. На обработку или сортировку к 2024 году планируется отправлять 100 процентов бытовых отходов, до 36 процентов довести долю мусора, подвергаемого переработке. Главная причина проведения реформы заключается в критической нехватке места на действующих полигонах и территорий для создания новых.
По результатам 2021 года число незаконных свалок в стране не только не уменьшилось, но и выросло на 30 процентов по сравнению с 2019 годом.Фото: Михаил Солунин/ТАСС
Однако за неполные три года достичь желаемых целей не удалось. Количество незаконных свалок выросло: по состоянию на конец 2021 года оно превысило 15 тыс., что на 30 процентов больше, чем было в конце 2019-го. Об этом сообщал РБК со ссылкой на исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Кроме того, в середине 2021 года 90 процентов отходов в России по-прежнему отправлялись не на переработку, а на мусорные полигоны, рассказывала в интервью «Аргументам и фактам» вице-премьер Виктория Абрамченко.
Также по результатам аудита Счётной палаты в 2020 году выяснилось, что в первый год работы РЭО сорвал сроки утверждения нескольких важных документов. В частности, стратегии развития до 2024 года, порядка финансирования инвестиционных проектов и инвестиционной политики компании.
Кроме этого, Счётная палата обнаружила нестыковку в показателях результатов мусорной реформы, представленных РЭО.
В письме в Минприроды оператор утверждал, что суммарная мощность вводимых и модернизированных объектов обработки отходов в 2019 году прогнозируется на уровне 5,7 млн тонн, а мощность вводимых и модернизированных объектов утилизации отходов составит 2,6 млн тонн. Но по состоянию на 21 января 2020 года оказались введены в эксплуатацию объекты по обработке ТКО мощностью 3,7 млн тонн и объекты по утилизации ТКО мощностью 1,8 млн тонн.
Убыточная сфера
Как предполагает сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов, причина расширения полномочий РЭО – недостаток финансирования.
«Сфера управления коммунальными отходами убыточная, а за работу с промышленными отходами можно получать хорошие деньги. Соответственно, появляются новые статьи финансирования отрасли: утилизация шин, аккумуляторов, строительного мусора».
Андрей Фролов
сопредседатель Союза экологических организаций Москвы
Схема финансирования новых полномочий РЭО пока досконально неизвестна. Сегодня ответственность за утилизацию отходов лежит на предприятиях – для этого необходима лицензия. В случае, если производство не планирует самостоятельно утилизировать отходы, оно платит экологический сбор. Природоохранное законодательство обязывает предприятия утилизировать отходы за свой счёт.
Убыточность сферы приводит к тому, что реальный бизнес не стремится работать с ТКО. В первое время с начала реформы это привело к появлению на рынке большого числа компаний, которые, собрав деньги с населения, подали заявления о банкротстве, отмечает Андрей Фролов.
Однако расширение полномочий оператора не решит проблем с финансированием отрасли, считают специалисты. Благонадёжный бизнес не стремится инвестировать в сферу обращения с отходами, говорит эксперт в области ЖКХ Сергей Креков. По его словам, для частного капитала «многое непонятно и существуют большие риски».
– По опыту стран-импортёров эта сфера практически везде реализовывается частным капиталом и бизнесом. Но в сегодняшней ситуации в нашей стране по текущим правилам может играть только государство. Тарифы сегодня утвердили, завтра – отменили, никто их не гарантирует, как и сохранность самой реформы. А любое вложение денег требует понимания экономической составляющей, – объясняет он.
Дешёвые технологии вместо эффективных
В то же время при низкой доходности и даже убыточности отрасли утилизации отходов перекладывание ответственности за её технологичное построение на бизнес приводит к дальнейшей стагнации реформы. Вместо сортировки, мусоропереработки и экологичной утилизации бизнес обращается к устаревшим способам ликвидации – примитивным «мусоросжигайкам», которые одобряют РЭО и Минпромторг, отмечает эксперт Общероссийского народного фронта и член совета МГО Российского экологического движения Илья Рыбальченко.
– Как так может быть, что Российская академия наук приняла официальную резолюцию о недопустимости такого мусоросжигания в России и при этом планирование мусоросжигания продолжается? Почему премьер страны Мишустин потратил столько сил, чтобы перевести чиновников на электронный документооборот, а Минпромторг не может нажать кнопку и запросить в академии последние технологии? Бизнес всегда экономит, поэтому он будет закупать самые дешёвые решения – те же колосниковые мусоросжигайки. И если государство не начнёт инвестировать и заказывать у бизнеса самые последние инновационные решения, то опаснейшая для жизни мусоросжигающая чушь однажды будет реализована и начнёт травить людей. Притом что у нас в стране разработаны современные и экологичные аппараты, такие как детонационный парогенератор («пушка Фролова») в институте химической физики имени Семёнова, Эта установка собрана и функционирует, она преобразует мусор в товарные продукты, при этом ни золы, ни выбросов в атмосферу не производит вообще. А проекты трансзвукового горения академика Папуши или печка профессора Ванюкова обладают феноменальной производительностью. Вдумайтесь: Папуша умеет утилизировать до 10 тонн отходов в секунду, и это не бумажный проект, он собрал свою установку. Как получается, что Россия правой рукой номинирует эти открытия на все международные премии, а левой закупает отсталые аппараты? – негодует эксперт.
Современные и экологичные аппараты для сбора и переработки отходов в арсенале России есть, но пока они только собирают всевозможные международные премии, а не работают в реальной жизни.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Расширение полномочий РЭО на работу с промышленными отходами может привести к появлению дорогостоящих проектов по их утилизации. Например, если отдельные сборы за утилизацию упаковки будут платить её производители, это, по словам Сергея Крекова, отразится на росте стоимости продуктов, в структуре которой упаковка занимает значительную долю. То есть в итоге затраты и расходы производителей будут покрывать потребители.
– Всё это приведёт к росту стоимости. Деньги соберут с нас, на них, может быть, что-то построят. Но без решения элементарных задач мы просто заплатим за очередное безделье и разгильдяйство, – добавляет Креков.
Охраняй, но утилизируй
Второе значимое изменение в указе – передача полномочий по вопросам охраны окружающей среды, – по словам Андрея Фролова, даёт компаниям возможность использовать особо охраняемые природные территории (ООПТ).
– Это единственные свободные территории вокруг крупных городов, которые компании, занимающиеся обращением с отходами, получают в пользование. Мы же получим полигоны коммунальных отходов или, ещё хуже, промышленных отходов, которые будут на этих особо охраняемых территориях созданы, – считает собеседник издания.
Однако в Минприроды это опасение опровергли, заявив, что «охрана окружающей среды относится не только к территориям ООПТ».
На запрос «Октагона» о результатах деятельности РЭО, участии оператора в реализации реформы и показателях эффективности работы ответа не поступило. Учредитель РЭО – Минприроды РФ – отказался комментировать большинство вопросов издания, посоветовав обратиться непосредственно к оператору. При этом в ведомстве уточнили, что «не видят критических проблем с реализацией реформы в области ТКО, федеральный проект “Комплексное обращение с ТКО” реализуется в полном объёме, без отставаний по показателям».