Правительство РФ исправляет антисанкционные пробелы в законодательстве. Спустя год с момента резкого обострения отношений с Западом оно определит ответственные за финансовую стабильность в стране органы. Основная нагрузка ляжет на налоговую службу. Она сможет штрафовать работающие в интересах недружественных государств предприятия и физлиц. Но более важным станет дальнейшее развитие глобальной информационной базы ФНС. От внимания налоговиков не сможет больше скрыться никто.
Кабинет министров опубликовал проект поправок к Федеральному закону № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств». Принятый в 2018 году документ среди прочего предлагается дополнить новым пунктом:
«Контроль за соблюдением гражданами РФ, российскими юридическими лицами <...> мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Принятый в 2018 году закон не указывал, какая именно структура и каким образом должна контролировать соблюдение интересов России в ходе сделок с недружественными иностранными резидентами и предприятиями.
В зависимости от ситуации, значимости фигурантов и объёма финансовых средств этим занимались ФНС, прокуратура, финразведка, ФСБ и многие другие ведомства. Такая неопределённость рождала хаос в нормативных документах. Все причастные структуры выпускали свои антисанкционные акты. В настоящий момент они не систематизированы, раскиданы по множеству законов и подзаконных актов, что крайне затрудняет их применение.
Начиная с 2024 года ФНС и ФТС станут официально контролировать сделки российских и иностранных граждан и юрлиц, Банк России будет официально надзирать за исполнением мер противодействия недружественным странам со стороны финансовых и кредитных организаций.
– Обязанность соблюдать контрсанкции без официального контроля веса не имеет. Тем более в условиях, когда нет единого надзирающего органа. После того, как законопроект зайдёт в Госдуму, он будет максимально оперативно одобрен. Понятно, что речь идёт о кратном увеличении влияния ФНС, но ведь все понимают, что постепенно в условиях экономической войны этот орган становится ключевым, – заявляет «Октагону» один из федеральных депутатов.
Основная нагрузка и ответственность за финансовую стабильность в стране ляжет на налоговую службу.Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
– Говорить о правомерности принимаемых ФНС решений будет довольно просто. В решениях о правомерности или неправомерности сделок она будет ссылаться на разрозненные сегодня документы. Можно ожидать, что налоговая служба сформирует со временем полный список ограничений и опубликует его в одном месте. Так, например, как это было с мерами поддержки бизнеса и граждан во время пандемии. Так будет проще и государству, и бизнесу, – полагает партнёр ООО «Аудиторская группа “Капитал”», кандидат экономических наук, магистр права Виктор Иваницкий.
Три ответственных органа также получат полномочия по наказанию выявленных нарушителей антисанкционного режима. В КоАП вводится новая статья, предусматривающая наложение на юрлиц административного штрафа в размере 20–40 процентов от суммы противоречащей интересам России сделки.
Предусмотрено наказание и для сторон, участвующих в угрожающих финансовой стабильности страны безвозмездных сделках, резидентов, открывающих специальные счета с целью нанести урон России. В таких случаях граждан ждёт административный штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей, должностные лица будут вынуждены уплатить от 40 до 50 тыс., юрлица – от 800 тыс. до миллиона рублей.
Но новые карающие полномочия не самый важный из появляющихся в руках ФНС инструментов.
Налоговая служба совместно с ФТС получит возможность запрашивать у граждан и юрлиц документы и информацию об их взаимоотношениях с иностранными контрагентами.
Помимо этого, ФНС, ФТС и Центробанк должны заключить соглашения об обмене информацией, связанной с противодействием западным санкциям и реализацией российских контрсанкций. Это первый шаг к объединению их информационных баз. Учитывая, что наиболее мощная база находится сегодня в ведении налоговой службы, именно она будет бенефициаром такого объединения. Именно у ФНС будет последнее слово в признании той или иной сделки соответствующей или не соответствующей интересам государства.
Бизнесмен, специализирующийся на организации параллельного импорта в Россию, выразил в разговоре с «Октагоном» опасение, что усиление контроля за сделками с иностранными контрагентами может создать проблемы для осуществления поставок в Россию.
– Среди поставщиков из недружественных стран много тех, кто остаётся дружественным России из личных соображений. Они готовы к новым логистическим схемам, к новым условиям работы. Надо дождаться подзаконных актов Правительства, которыми будет руководствоваться ФНС. Важно, чтобы они оставляли возможность работать с теми западными партнёрами, которые этого хотят и к этому стремятся, – отмечает собеседник издания.