В эти дни идёт активное обсуждение проекта совместного приказа ФАС России и Минпромторга России о биржевой торговле цементом. Однако у экспертов вызывает серьёзные опасения вопрос репрезентативности биржевого индикатора. Отмечается, что он будет действительно полезен только при условии участия всех ключевых производителей и во всех регионах. В противном случае есть риск получить искажённую картину рынка.
Нельзя игнорировать логистические особенности нашей страны. Сезонный спрос на цемент и ограничения пропускной способности РЖД неизбежно приведут к резким скачкам цен в пиковые периоды. Это напрямую ударит по строительным компаниям, особенно работающим с госзаказом, где цены жёстко привязаны к индексу-дефлятору.
Отдельно следует отметить отсутствие экономической заинтересованности у ключевых потребителей – производителей ЖБИ, бетона и строительных подрядчиков. Их бизнес-модель построена на долгосрочных контрактах с фиксированными ценами и отсрочками платежа. Биржевая модель торговли ломает эти устоявшиеся цепочки и создаёт дополнительные издержки.
В кулуарах сторонники биржевой торговли активно рассказывают о преимуществах этого решения, но стоит отделить мифы от реальности.
Миф 1: Биржа стабилизирует цены на цемент
Утверждают, что запуск торгов приведёт к стабилизации рынка. Но разве цены на цемент нестабильны сейчас? Статистика говорит об обратном. Российские производители «хлеба строительства» демонстрируют ценовую стабильность даже в непростых экономических условиях – цены повышаются не чаще 1-2 раз в год и объективно соответствуют динамике роста основных ценообразующих факторов – рост тарифов естественных монополий, затраты на транспортировку, рост цен на сырье и материалы, увеличение заработной платы и т.п.
Миф 2 и Миф 3: Производители уклоняются от налогов
Звучат голоса, что биржа нужна для борьбы с неуплатой налогов. Это серьёзное обвинение, которое должно подтверждаться решениями контролирующих органов, а не голословными заявлениями. Кстати, все эксперты знают, что рост стоимости квадратного метра жилья обусловлен отнюдь не ценами на стройматериалы.
Ранее благодаря исследованию компании «СМПРО» было выяснено, что рост цен на жилье существенно опережает инфляцию, а драйвером роста цен на жильё являются совсем другие факторы, а не цены на строительные материалы.
По данным «СМПРО» в 2025 году доля основных материальных ресурсов в стоимости квадратного метра жилья в первом квартале 2025 года составила всего от 9,5% до 12,9% в зависимости от материалов стен.
Миф 4: Биржа даст «справедливую» цену
Нам обещают рыночную цену, но не стоит путать «рыночную» со «справедливой» или «низкой». Биржа – всего лишь один из инструментов торговли, а не панацея. С форсированием биржевой торговли (а не её развитием в естественных условиях и на добровольных началах), закрывая глаза на фактор сезонности рынков строительных материалов, мы можем получить обратный эффект – повышенную волатильность и спекуляции.
При этом биржевую цену, даже в условиях волатильности (то есть резкого роста) – придется считать «рыночной».
Миф 5: Анонимность и объективность торгов
Нам рисуют идеальную картину: анонимные торги, объективные цены, которые будут использоваться всеми госорганами. Но так ли это?
Железнодорожные поставки прослеживаются от отправителя до получателя. О какой анонимности может идти речь? Использует ли сейчас налоговая и таможня повсеместно биржевые индикаторы по тем товарам, которые уже давно торгуются на бирже? Практика показывает, что нет.
Даже ФАС использует биржевые показатели только при строгом соблюдении всех условий торгов, которые утверждает антимонопольный орган совместно с профильными ведомствами – а эти условия и правила далеко не всегда возможны к их выполнению. В большинстве же случаев применяется классический затратный метод анализа.
Таким образом, биржевая торговля может быть полезным инструментом, но только при условии добровольного участия и при наличии реального спроса со стороны рынка.
Навязывание биржевых механизмов может привести к обратным результатам: росту издержек, появлению посредников (перекупщиков) и в конечном итоге – удорожанию строительства для конечных потребителей.
Автор: Заместитель председателя общественного совета ФАС России, председатель рабочей группы по биржевой торговле НО «Союзцемент», заместитель главного редактора журнала «Конкурентное право»