Центральный банк РФ, несмотря на новые внешнеполитические реалии, продолжает ставить Международный валютный фонд в известность о положении дел в российской экономике. Как стало известно «Октагону», подробный отчёт о текущем состоянии отечественной промышленности был направлен Центробанком в МВФ по итогам 2022 года. Анализ важных для России решений в финансовой сфере показывает, что многие из них были приняты под влиянием этой организации. Сказывается ли это на экономике и политике России, выясняла редакция.
Государство в государстве
Банк России – институт почти религиозный. Его особый правовой статус установлен 75-й статьёй Конституции РФ, а также Федеральным законом № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и другими нормативными актами. Согласно им ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости.
«Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», – гласит Конституция. На официальном сайте ЦБ также зафиксировано, что «он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».
Всё имущество Банка России, в том числе его уставный капитал, является федеральной собственностью, но при этом банк наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.
Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Центробанка, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются им самим. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ так же, как и ЦБ – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таковые.
Взаимоотношения с МВФ
Центробанк был образован в 1990 году и является правопреемником Государственного Банка СССР. В 1992 году Россия стала 165-м членом Международного валютного фонда. Министр финансов РФ является в МВФ управляющим от России, председатель Центробанка – его заместителем. В 2010 году Минфин передал функции по финансовому взаимодействию с МВФ Банку России.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Центробанке открыты два рублёвых счёта МВФ – № 1 и 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и ЦБ в пользу МВФ. Эти векселя являются обеспечением обязательств России по внесению взносов в капитал МВФ.
В Банке России открыты два рублёвых счёта МВФ.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Как отмечается на сайте Центробанка, «представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп». С 2010 года в отношении России проводится оценка состояния финансового сектора. «При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой», – сообщается на портале банка. Существует специальный стандарт, в соответствии с которым МВФ предоставляются данные о платёжном балансе, внешнем долге, динамике валютных резервов.
В январе 2005 года Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, перейдя из статуса должника в статус кредитора МВФ. После этого страна была включена в так называемый План финансовых операций Фонда, благодаря чему вошла в круг членов МВФ, средства которых используются в его финансовых операциях. Однако фактической независимости Центробанку это не обеспечило.
Невиданный невыданный кредит
В 2008 году мир был поражён щедрым предложением России. Финансовый кризис крайне болезненно отразился на состоянии экономики Исландии. Национальная валюта страны обрушилась на 35 процентов, годовая инфляция взлетела до 18 процентов. Рейкьявик нуждался в масштабной финансовой поддержке. В этих условиях в мировые деловые СМИ попала информация о том, что Россия готова предоставить Исландии межгосударственный кредит на 4 млрд евро.
Поначалу Москва не опровергала эту информацию. Затем в Минфине России сообщили, что окончательное решение ещё не принято. А спустя примерно месяц МВФ выделил Исландии 4,5 млрд евро.
Аналитики объяснили комбинацию так: Исландии было выгодно дать понять западным партнёрам, что, если они не окажут ей помощь, ей придётся воспользоваться предложением России.
России же было выгодно дать понять миру, что она готова протянуть руку помощи нуждающейся стране. Кроме того, она была заинтересована в обретении союзника в Арктической зоне. Однако в итоге МВФ оказался сильнее, и всем участникам переговоров пришлось отказаться от своих изначальных намерений, что, вероятно, на тот момент представлялось выгодным для всех сторон.
Подрыв лояльности электората
Тем не менее этот прецедент в совокупности в некоторыми последующими действиями отчасти продемонстрировал несамостоятельность членов МВФ, в том числе и России. Более судьбоносным для неё стало принятие решения, во многом продиктованного Фондом через его «мягкие» рекомендации. В частности, в 2017 году по завершении миссии сотрудников МВФ в России было принято заявление с чётким перечнем приоритетов и рекомендаций официальным органам РФ в области бюджетной, финансовой, денежно-кредитной и структурной политики.
В числе прочего в заявлении было указано: «Пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы, как отмечено выше, защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс».
29 июля 2018 года. Участники митинга против изменений в пенсионном законодательстве.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Реформа не заставила себя ждать и вызвала колоссальный резонанс в обществе. В 2018 году российские власти решились отступить от многолетнего обещания не повышать пенсионный возраст. Спустя несколько месяцев после выборов президента это решение было одобрено, став на несколько лет причиной распада целостности ядерного электората в стране. Отношение бизнеса к власти было подорвано выполнением другой рекомендации МВФ – о повышении НДС до 20 процентов.
Суверенизация как спасение от жажды
В текущих геополитических условиях включённость российской денежно-кредитной и финансово-валютной системы в глобальную экономику представляет собой огромную угрозу для страны, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
– Последние 30 лет экономика России развивалась по пути интеграции в глобальные рынки, но сегодня страна вытолкнута из международных процессов, в результате чего возникло дичайшее противоречие. Денежная система – это кровь экономики, но в силу отсутствия суверенной эмиссии она фактически подчиняется и принадлежит кому-то другому, а это вопрос жизни и смерти, – уверен эксперт.
По его словам, в нынешних реалиях необходимо переходить к независимой эмиссии, что во многом можно считать революционной реформой. Юридическая независимость Центробанка, по убеждению эксперта, является обратной стороной его зависимости от глобальной валютной системы, в которой Россия лишена какого-либо веса и влияния.
«Центральный банк должен быть встроен в управление страной, а не быть прослойкой глобальной финансовой системы. Он должен обеспечивать базовые процессы индустриализации».
Юрий Крупнов
председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
– Сейчас для этого имеется хорошая возможность, поскольку с этого года начинается тестирование цифрового рубля (16 января Совет Госдумы рассмотрел и поставил в повестку к первому чтению закон о цифровом рубле. – τ.), – полагает он. – Мы можем эмитировать собственный цифровой рубль под конкретные стратегические проекты с жёсткой привязкой к тратам и контролю за ними.
Говоря о способах проведения такого рода реформы, Юрий Крупнов отмечает, что демонстративный выход из МВФ может и не потребоваться.
– Рассуждать о каких-то рисках разрыва отношений с МВФ в условиях, когда половина золотовалютных резервов заморожена, не приходится. Речь идёт не об эпатажном хлопанье дверьми. Необходимо переходить к суверенной эмиссии, и это частично уже делается. Но это должно быть переведено на системную основу. Это как в пустыне, умирая от жажды, напиться воды, – заключает собеседник «Октагона».