- Год на новых рельсах: с чем столкнулась экономика РФ
- Потерянное десятилетие: пора дать экономике России денег
- Правительство РФ заливает кризис деньгами и старыми идеями
После начала специальной военной операции западные страны ввели беспрецедентное количество санкций, направленных на ослабление экономики России и потерю доходов федерального бюджета. 25 февраля Евросоюз согласовал уже десятый пакет санкций, и он точно не станет последним. Однако декларируемого эффекта – коллапса экономики РФ – не происходит, что фиксируют в том числе зарубежные эксперты. В чём причина? И какова реальная цель авторов санкций?
Диапазон действия санкций, которые начали сыпаться на российские компании, институции и физических лиц с конца февраля 2022 года, чрезвычайно широк и охватывает почти все сегменты экономики: от банковской системы, технологий, энергоресурсов и товаров двойного назначения до ретейла и пищевой промышленности. Заморозка примерно половины золотовалютных резервов России более года назад, по замыслу Запада, была призвана обрушить рубль и создать панику на банковском рынке, в бизнес-кругах и среди населения.
Эмбарго на российские нефть и нефтепродукты – ключевые экспортные товары страны – и введение потолков цен на них должны были лишить федеральный бюджет львиной доли доходов и заставить отечественные нефтяные компании сокращать производство, то есть, по сути, планомерно сворачивать свою деятельность. Парализовать работу промышленности призван был и отказ от российского угля и части металлов и металлопродукции.
Всё это в совокупности должно было привести к шоку, возможно, сравнимому с кризисом конца 1980-х – начала 1990-х годов. Однако – и это фиксируют как российские, так и зарубежные эксперты и ведомства – коллапс не случился и с высокой долей вероятности не произойдёт.
– Под шоком подразумевается резкое снижение ВВП – на 20 и более процентов. Это настоящий кризис. Но этого не произошло, снижение оказалось смешным (В 2022 году падение ВВП России, по данным Росстата, составило всего 2,1 процента вопреки двузначным прогнозам. – τ.). В России случались и большие падения, например в 2009 году (Почти на 8 процентов. – τ.), – заявил «Октагону» заместитель председателя «Деловой России», председатель экспертного совета Фонда развития промышленности, замглавы общественного совета Минпромторга РФ Антон Данилов-Данильян.
В период президентства в США Джорджа Буша – младшего Данилов-Данильян сопровождал в командировках в Америку президента РФ Владимира Путина и входил в группу Примакова – Киссинджера, отвечая за экономический блок вопросов вместе с бывшим министром финансов Александром Лившицем. По словам собеседника издания, уже тогда был очевиден глубокий отрыв американских коллег от российских реалий.
– Многих из этих людей [авторов санкций] я знаю. Это так называемые советологи. Подчеркну: именно советологи, – рассказал Данилов-Данильян.
«Уже тогда, в нулевые годы, между странами произошёл тектонический разлом. И было очевидно, что эти люди находятся в старых парадигмах и почему-то думают, что у нас советская экономика. Это до сих пор их самая главная ошибка».
Антон Данилов-Данильян
заместитель председателя «Деловой России», председатель экспертного совета Фонда развития промышленности, замглавы общественного совета Минпромторга РФ
– Они забывают про частный бизнес, про то, что этот инструмент, которого не было в советское время, способен на выдающиеся подвиги: и завезти всё, что надо, в страну, и резко нарастить производство даже тогда, когда для этого нет особых предпосылок, и заместить выпадающие ниши, и найти способы расчётов, – подчеркнул замглавы общественного совета Минпромторга РФ.
Российский бизнес, отметил собеседник, был закалён ещё в 1990-х годах, когда в расчётах использовались самые разные инструменты – от чемоданов с наличностью до векселей. Бизнес с тех пор к этому абсолютно адаптирован: если нет возможности рассчитаться в долларах или евро, находится другой способ. Таким образом, попытки нарушить торговые связи при помощи введённых запретов и блокировок оказались несостоятельными.
– Огромное число офшорных компаний по-прежнему действуют, имея своими бенефициарами некрупных российских предпринимателей, и не попадают ни под какие санкции. Посредством этих компаний производятся расчёты. Две офшорные компании рассчитываются между собой, а на самом деле это импорт товаров. Это чрезвычайно сложно проследить, и эта система радикально отличается от советской, – подчеркнул эксперт.
По мнению экономиста, вторая причина, по которой коллапс не произошёл, заключается в недокапитализированности российской экономики, иными словами, в том, что в ней не хватает денег:
– Когда наши столпы экономической мысли говорят, что денег много, они считают их во всей совокупности. Между тем денежный рынок очень сильно сепарирован. Есть средства, которые находятся у очень крупных банков (условно первые 30), и есть всё остальное. Крупные банки – это не вся экономика. Если у крупных банков много средств, это не значит, что этих денег достаточно у всех остальных. Все остальные гоняются за деньгами, поэтому сохраняются довольно высокие ставки. Даже когда ключевая ставка ЦБ составляла 5 процентов, кредиты малому и среднему бизнесу выдавались под 15 процентов и выше. Это показывает, что есть определённый голод на денежные средства. Мало в России и средств, которые привлекаются через фондовый рынок.
В результате, по словам Данилова-Данильяна, складывается ситуация, при которой проводится «спокойная эмиссия» (использование средств ФНБ Минфином или эмиссия ЦБ).
Эти деньги не уходят в рост цен или на валютный рынок, но работают на экономику, идут в рост выпуска.
Инфляционный эффект моментально сбивается, но возникает дополнительный импульс к повышению.
– В итоге, когда компании утратили возможности привлекать западное финансирование, выяснилось, что мы без этих средств спокойно живём, осуществляя точечные рублёвые денежные вливания. Пока с их помощью шла адаптация, резко наращивались связи с альтернативными странами, и теперь наращивается баланс уже не в долларах и евро, а в юанях, рупиях и других валютах. Они никогда не считались валютами первой категории, но, как выяснилось, без долларов и евро вполне можно жить, – пояснил Данилов-Данильян.
Одной из главных загадок и, вероятно, разочарований для российских оппонентов стало то, что многочисленные санкции в отношении топливно-энергетического комплекса России не сработали: ни уход из страны западных компаний, ни введение эмбарго и потолков цен на энергоресурсы, ни введение технологических санкций. Обрушить нефтяной рынок, как это было в канун распада СССР, не получилось по той же фундаментальной причине: время уже совсем не то, и на карту поставлено не только благополучие отдельно взятой России, но и других крупных мировых игроков, которые будут блюсти свои интересы.
– Производство товара, востребованного в мировой экономике, делает отрасль устойчивой. На текущем этапе технологического развития человечеству необходимы углеводороды, и изменить это невозможно. Немаловажно и то, что значительная часть мира никаких санкций против России не вводила. Это тоже показательно и играет на руку России, – прокомментировал ситуацию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Нефтепродукты из РФ потекут на внутренние рынки стран-переработчиков
ПЗАГ Россия входит в число мировых лидеров по производству и экспорту нефтепродуктов. Одним из ключевых покупателей её продукции до последнего времени был Евросоюз. После введения 5 февраля нефтепродуктового эмбарго и потолка цен в 100 долларов за баррель для светлых и 45 долларов для тёмных нефтепродуктов огромные потоки бензина, дизеля, керосина, мазута и газойля из РФ придётся перенаправлять на другие рынки.
Перейти к материалуДля настоящего шока в нефтегазовой сфере, по его мнению, должно случиться долговременное падение цен на нефть. К слову, во времена ковида стоимость российской нефти в портах Северо-Западной Европы опускалась до 10 долларов за баррель, и России пришлось сокращать добычу больше, чем сейчас (0,5 млн баррелей в сутки). Однако и тогда шока не произошло и долго на таких отметках цены не продержались.
– Повторение 1989–1991 годов невозможно. Это было кризисное время для Советского Союза, который к этому моменту накопил очень много противоречий в своём развитии. Их не получилось разрешить. У России нет такого числа накопленных противоречий. Российская экономика встроена в мировые цепочки, производит свои товары и услуги. Есть и позиция Китая, Индии, Ирана, арабского мира, Южной Америки и Африки, которые готовы и хотят продолжать работать с Россией, – поделился мнением собеседник издания.
Следуя этой логике, вероятно, санкции могли бы достичь своей цели и обрушить экономику отдельно взятой страны при условии её полной, тотальной изоляции. Однако в нынешних реалиях это фантастический сценарий. Эксперты указывают на то, что даже в случае с Ираном сделать этого не получилось – воспротивился Китай, которому было выгодно сохранять торговые отношения с этим государством.
– Для того чтобы изолировать Россию, Китай должен стать её врагом. Если же он не враг или хотя бы просто нейтрален, США не смогут проследить всё, что малый бизнес будет творить и творит вдоль нашей гигантской границы. Железный занавес возможен, только если Китай сам этого захочет. Но Китаю это невыгодно, он, напротив, заинтересован в максимальной экономической экспансии. Уровень жизни (ВВП на душу населения) там до сих пор в среднем ниже, чем в России. Им хочется развиваться, делать так, чтобы народ богател и работал в своих интересах, – заметил Антон Данилов-Данильян.
То же самое, как утверждает экономист, касается стран, заинтересованных в том, чтобы цены на нефть не упали слишком сильно.
Речь, в частности, о Саудовской Аравии, у которой возникает дефицит бюджета при стоимости нефти ниже 50 долларов за баррель.
– И зачем им это? – задаётся вопросом Данилов-Данильян. – Ни одна страна, кроме, возможно, Катара и Бахрейна, не является суперпрофицитной. Не говоря о Венесуэле и Нигерии. Да, Америка может добывать больше всех, но её влияние на весь остальной мир с точки зрения поставок всё-таки не так велико и не способно заглушить фактор ОПЕК и ОПЕК+.
И всё же стоит ли радоваться? Да, шока не случилось, однако существует мнение, согласно которому вовсе не он был целью, хотя отдельными чиновниками и пропагандистами и декларировался. Фактом является то, что того развития, которое было бы возможно при условии отсутствия санкций, уже не будет, и принимаемые Западом меры продлят стагнацию экономики.
– США нужно закрепить эту ситуацию. То, что она не меняется в лучшую сторону, – уже для них победа в экономической войне, – считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
– Многими неправильно понимается фактическое состояние России до санкций и после их введения. Строятся фантастические картины – якобы всё было замечательно, но санкции должны это разрушить.
«На самом деле смысл санкций заключается не в эффектах из блокбастеров и фильмов-катастроф, где всё взрывается и голодные люди бродят по улицам. Это никому не нужно. Основная цель санкций – закрепить и усилить ту деградационную модель, которая существовала и до 2014 года».
Юрий Крупнов
председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
По словам эксперта, обрушения экономики точно не случится. Единственным же мерилом эффективности санкций в его представлении является «отсутствие производства страной планетарной стоимости», то есть изделий и услуг, которые востребованы в мире. В этом смысле наиболее разрушительными стали технологические санкции.
С такой позицией отчасти согласен Антон Данилов-Данильян. Он подчёркивает, что блокировка 300 млрд долларов российских золотовалютных резервов не стала ударом для финансовой системы России, поскольку эти деньги были резервами на всякий случай и не работали на экономику. Однако, если бы на них вовремя были куплены не акции западных компаний, а оборудование, Россия, по его убеждению, чувствовала бы себя сегодня гораздо лучше.
– Со складов было бы расконсервировано то, что пока не производится. В этом случае спада ВВП вовсе бы не было, – полагает собеседник издания.
В целом эксперты сходятся в том, что пока от введения санкций выиграли Китай и Соединённые Штаты. Последние, уверен Данилов-Данильян, извлекли для себя максимум пользы, окончательно подчинив себе Европу.
– Желания прекратить военные действия при помощи санкций в принципе нет. Для США это в принципе прекрасное состояние. Оно истощает Россию, делает более зависимой Европу и создаёт проблемы Китаю, – заключил Юрий Крупнов.