Нефтяная компания «Зарубежнефть», принадлежащая государству, намерена построить в Ненецком автономном округе (НАО) кластер по переработке нефтепродуктов и сеть автозаправочных станций. Собственной нефтепереработки в НАО нет, округ зависит от поставок топлива из других регионов. Зачем проект понадобился «Зарубежнефти» и при чём здесь Игорь Сечин?
Искали, искали и нашли
Соглашение о строительстве кластера по переработке нефти в светлые нефтепродукты подписано генеральным директором «Зарубежнефти» Сергеем Кудряшовым и губернатором Ненецкого автономного округа Юрием Бездудным в начале июня в рамках Петербургского международного экономического форума. Как заявил губернатор, «Зарубежнефть» является стратегическим партнёром региона, а нефтеперерабатывающий комплекс – «это то, о чём мы давно хотели заявить, и искали инвестора».
В округе рассчитывают на то, что проект «Зарубежнефти» сделает ценообразование на ключевые виды топлива более прозрачным и позволит оптимизировать логистические затраты, связанные в том числе с северным завозом. Компания также планирует создать сеть автозаправок на дороге Нарьян-Мар – Усинск, в Нарьян-Маре и посёлке Искателей. Общий объём инвестиций «Зарубежнефти» в НАО в 2024 году – более 20 млрд рублей, сообщается на официальном сайте главы региона.
Гендиректор «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов подписал соглашение о строительстве кластера по переработки нефти.Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Сроки реализации проекта пока не называются. Известно, что на первом этапе будет создан проектный офис, который займётся анализом ситуации и определит параметры производства. Предварительно объём инвестиций непосредственно в нефтеперерабатывающий комплекс оценивается примерно в 3 млрд рублей.
С вьетнамским участием
«Зарубежнефть» основана в 1967 году для оказания дружественным Советскому Союзу странам технического содействия в нефтегазовом сегменте. Сегодня компания реализует разведочные и добычные проекты в Индонезии, Боснии и Герцеговине, Вьетнаме, Египте, Узбекистане и на Кубе.
Геологоразведкой и добычей «Зарубежнефть занимается» и в России. Её дочерние предприятия присутствуют в Ямало-Ненецком и Ханты‑Мансийском автономных округах, Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Тюменской областях, а также в НАО.
Нефтеперерабатывающий завод компании «Зарубежнефть» в боснийском городе Брод.Фото: Amel Emric/AP/TASS
– В последнем у неё есть совместное с вьетнамской компанией PetroVietnam предприятие «Русвьетпетро», ведущее работы на 14 месторождениях, локализованных в пределах Центрально-Хорейверского поднятия Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, – уточняет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«Русвьетпетро» – крупнейший российский добычный актив «Зарубежнефти». А вот перерабатывающих активов в России у компании до сих пор не было, хотя опыт работы в сфере нефтепереработки и сбыта за границей она имеет. На Балканах – в Боснии и Герцеговине – «Зарубежнефть» владеет нефтеперерабатывающим и маслоперерабатывающим заводами, сетью из 86 автозаправочных станций и оптовым трейдером нефтепродуктов.
Человек из команды Сечина
Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова полагает, что организация кластера по переработке нефти в светлые нефтепродукты в НАО для «Зарубежнефти» рациональна с точки зрения использования собственных ресурсов, добываемых компанией в регионе для обеспечения сырьём будущего нефтеперерабатывающего завода.
– Дополнительное к кластеру развитие сети современных заправочных станций позволит выстроить вертикально интегрированную структуру компании от добычи до переработки и реализации, – заявляет она «Октагону».
Специалисты не исключают и того, что первый и единственный нефтеперерабатывающий комплекс будет использовать в качестве сырья не только нефть, добываемую «Русвьетпетро».
По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислава Митраховича, ресурсной базой также могут стать крупные месторождения имени Требса и Титова, расположенные в округе.
– В настоящее время они принадлежат совместному предприятию ЛУКОЙЛа и «Башнефти» (входит в «Роснефть»). Так что, возможно, и «Роснефть» будет заинтересована в том, чтобы в регионе был нефтеперерабатывающий завод. «Роснефть» тогда меньше зависела бы от вывоза нефти через Варандейский терминал ЛУКОЙЛа, с которого сейчас экспортируется нефть с месторождений имени Требса и Титова.
В «Роснефти» до сих пор не озвучили идею строительства в регионе собственного нефтеперерабатывающего завода, однако не стоит сбрасывать со счетов исторически сложившиеся связи руководителей компаний. В 2005–2008 годах нынешний глава «Зарубежнефти» занимал пост первого вице-президента «Роснефти», после чего в течение четырёх лет работал заместителем министра энергетики РФ.
– Сергей Кудряшов – это человек, имевший опыт работы с командой [главы «Роснефти»] Игоря Сечина, – продолжает Станислав Митрахович. – Не исключаю того, что в будущем возможно дальнейшее сближение «Роснефти» и «Зарубежнефти».
Настали новые времена
Не только региональные власти, но и специалисты уверены в том, что собственная нефтепереработка крайне важна для Ненецкого автономного округа. Как утверждает Тамара Сафонова, оптимальная логистика позволит реализовывать топливо без дополнительных затрат на транспортировку. Несмотря на перспективу сокращения нефтеперерабатывающих мощностей по России в целом, особое значение имеет их развитие в труднодоступных регионах, говорит она.
– Это дополнительный драйвер регионального инфраструктурного развития. Учитывая проблематику региональных дисбалансов в поставках топлива на внутреннем рынке, создание новых нефтеперерабатывающих производств в отдалённых и труднодоступных регионах будет гарантированно востребовано на уровне сложившегося и перспективного спроса в НАО, – убеждена собеседница издания.
Станислав Митрахович указывает на то, что развитие инфраструктуры разумно также с точки зрения создания рабочих мест в северном регионе и в целом в новых реалиях, когда России необходимо снижать зависимость от внешних рынков.
– Было бы полезным сделать так, чтобы часть нефти с [месторождений имени] Требса и Титова перерабатывалась внутри России, – отмечает эксперт.
В этом смысле, по его словам, неожиданный приход «Зарубежнефти» в новый для себя сегмент – внутрироссийскую нефтепереработку – выглядит логично.
– Идёт процесс адаптации нефтяной индустрии к новым реалиям работы и на внутреннем рынке, и на внешнем, поэтому вполне понятно, что многие компании пересматривают свои стратегии. Вот и для «Зарубежнефти» настали новые времена, – заключает он.