Ожидавшееся шоу под условным названием «сильный лидер Трамп уламывает злодейского Путина» стартовало. Президент США опубликовал в своей социальной сети «послание России», которое некоторые уже успели окрестить «ультиматумом». Стоит, однако, обратить внимание не столько на его содержание, сколько на реакцию на этот текст.
Тезисно «ультиматум» выглядит так (Трамп использовал заглавные буквы, видимо, желая выделить главное):
«Я не хочу причинять боль России. Я люблю русский народ»;
«Мы никогда не должны забывать, что Россия помогла нам выиграть Вторую мировую войну, потеряв при этом почти 60 000 000 жизней»;
«Я собираюсь сделать России, чья экономика терпит неудачу, и президенту Путину очень большую УСЛУГУ. Уладьте дела сейчас и ОСТАНОВИТЕ эту нелепую войну!»;
«БУДЕТ ТОЛЬКО ХУЖЕ»;
«Если мы не заключим “сделку”, в ближайшее время. у меня не будет другого выбора, кроме как наложить высокий уровень налогов, тарифов и санкций на всё, что продаётся Россией Соединённым Штатам и другим странам-участницам».
Эмоции после такого текста, в котором США победили Гитлера, а Россия всего лишь «помогла выиграть войну», вполне однозначны и понятны: негодование и возмущение.
Но в то же время эта фраза Трампа и приведённая им цифра потерь очень показательны: нынешнему президенту Америки вообще всё равно, что там было на самом деле. Он теперь вершит историю.
На эмоции вывела и сама тональность: не хочу делать вам больно, но если не послушаетесь, то пожалеете, и это предложение – вообще услуга.
Медиапространство вскипело. Например, депутат и генерал Андрей Гурулёв возмутился:
«Он выходит не как президент США, а как хозяин мира. Говорит ультиматумы. Но кто он такой, чтобы угрожать России? С Россией нельзя говорить так. Мы не собираемся соглашаться на какие-то унизительные условия, это точно».
Эту мысль на разные лады повторяли и военкоры, и чиновники, и пропагандисты. Высказывание Гурулёва и других отметило издание Daily Mail: мол, ультиматум Трампа вызвал раздражение у российских политиков и кремлёвских пропагандистов, которые теперь предлагают ударить, но не по США, а по Лондону.
Впрочем, в случае таких ответных российских заявлений не коса нашла на камень, а популизм нашёл на популизм.
Эмоциональные, но уже более взвешенные оценки в медиапространстве также присутствовали. Подвох и шоу в заявлении Трампа были увидены. Популярный блогер Юрий Подоляка, например, поинтересовался: пока я так и не понял, чем он нам угрожает, – пошлины поднимать не на что. А экономист и публицист Михаил Хазин посчитал, что «Трамп своим ультиматумом кинул перчатку. Отвечать ему нужно вежливо, но жёстко».
Однако, самое интересное – отсутствие в России политической реакции на «ультиматум».
Не считать же за реакцию Кремля ответы Дмитрия Пескова на неизбежные вопросы журналистов. Это всё же существенная разница. И Песков довольно чётко ответил, что по теме кто кому «помогал» во время Второй мировой войны, «можно не согласиться с господином президентом при всём уважении». И даже слегка оправдал его:
«Давайте всё-таки не забывать, президент Трамп уже отмечал, что между Америкой и Европой лежит океан. И тогда тоже лежал океан – и война, и театр военных действий, и гибель десятков миллионов людей происходила на другом континенте для Америки».
Далеко, мол, Трамп находится от наших реалий, что с него взять. И самое главное:
«Особо каких-то новых элементов мы здесь не усматриваем. Вы знаете, что Трамп в первую свою итерацию президентства был президентом Америки, который наиболее часто прибегал к санкционным методам. Ему нравятся эти методы. По крайней мере, они ему нравились в ходе его первого президентства».
Песков добавил, что из Вашингтона «пока не поступало» сигналов для возобновления диалога между Россией и США.
А значит «ультиматум» Трампа в Кремле за сигнал не считают. И, что характерно, вовсе не портят президенту США его шоу, очевидно рассчитанное (даже исходя из того, что текст был опубликован в соцсети для трампистов) на внутреннюю американскую аудиторию. С большой долей вероятности можно предположить, что главным будут считаться дела нового президента США, а на его актёрство придётся закрывать глаза.
Дела, пока, вполне устраивают. Трамп разогнал всех чиновников, обеспечивавших предоставление помощи киевскому режиму и заморозил на 90 дней предоставление американской помощи всем странам (в том числе Украине) – до оценки того, насколько это отвечает стратегическим интересам США.
Пока получается, что «ультиматум» выставляется Москве, на Москву идёт словесное давление ради имиджа «крутого парня», а давление реальное оказывается на Киев.