Многочасовой локдаун Facebook и его сателлитных соцсетей и сервисов продемонстрировал две вещи, которые в теории не требуют доказательств, а на практике случились как нельзя вовремя. Первая: любая башня от неба до земли, построенная человеком как замена мирозданию, будет разрушена – просто в силу своей проектной уязвимости. Существует лишь один замысел, который работает, и это не замысел человека или даже целого секретного НИИ. Вторая: человечество прекрасно обойдётся без соцсетей, что бы ни внушали нам их владельцы. Другое дело, что лечить синдром отмены пришлось бы тяжёлым и не всегда приятным инструментарием. Например, мы все стали бы чаще встречаться. До этого пока не дошло, Facebook починили, но контуры тотального цифрового локдауна, как извержение того Везувия, уже проявились.
Соцсети создавались – вольно или невольно – для замены привычных этических форматов, к которым привыкло человечество. Общение, обмен опытом, эмоциональный обмен, взаимопомощь – всё это было заложено в «удобный функционал». В функционал дистанционных сервисов, в работе которых отсутствует прямой контакт с человеком. Соцсети позволяют оперативно получить максимально подробные ответы на интересующие вопросы, но главное, позволяют снять сложные психологические синдромы, которыми страдает современный человек. Ему надо поделиться – он и делится. Даже функция так и называется.
Сила проекта была проявлена в период эпидемии коронавируса. Все первоочередные потребности человека действительно нашли в соцсетях свою реализацию и укрепили виртуальную реальность, сделали её как бы более настоящей. Что стало ещё более настоящим – человек в этом новом прекрасном мире стал чуть менее походить на человека. Массы людей стали совершать однотипные действия по нажатию кнопок в едином пункте управления. Если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят. Дегуманизация человека, помещение его в капсулу, отделяющую от другого человека, в обмен на набор услуг первой необходимости – это и есть современная Вавилонская башня, проект, ставящий своей целью создать альтернативу естественному мирозданию. Чтобы люди-кирпичи держались друг за друга только через кладочную смесь, в роли которой выступают платформы соцсетей.
Теперь создатели этой конструкции будут «искать ошибку» и её «исправлять», хотя главная ошибка лежит на поверхности: человек, а не технология сама по себе, является главным оператором технологических устройств. Аналогичный пример: невозможно поручить управление самолётом искусственному интеллекту, самолёт рано или поздно упадёт. И если человеческую ошибку, на которую любят всё списывать в отчётах, можно исправить, то системную веру в безошибочность технологии исправить нельзя. «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», – говорил Константин Циолковский. И имел в виду он в первую очередь разум и то, к чему приводит его отсутствие.
Почему локдаун Facebook касается не только соцсетей, но и всей этой веры в светлое цифровое будущее? Вера в светлое цифровое будущее приняла глобальный и универсальный характер. Начала распространяться на все сферы человеческой жизни. Вместе с моделью применения власти. Если ты дал людям некие удобства, завтра ты можешь потребовать подчинения. Сегодня ты благоустроил двор и проложил новую дорогу – завтра ты ввёл свои законы, которым все должны подчиниться. Логика цифровизатора лежит далеко за пределами чисто цифровых проектов, это новый менталитет.
И в этот момент все эти «удобства» рухнули. Причём локдаун стал своего рода метастазом болезни. Симптомы появились гораздо раньше – когда модераторы виртуальной реальности начали (вот ведь никуда не деть человеческую сущность!) банить идеологических оппонентов вроде Трампа в соцсетях и удалять контент, который не нравится именно им. И не удалять контент, который нарушает суверенные законы государств, подменяя свои «правила пользования» законами государств. Ответка прилетела именно за это. За то, что создатели глобального цифрового заменителя, симулякра возомнили себя демиургами жизней миллиардов.
Что же делать теперь? Как ни странно, российская власть, страдающая от диктата зарубежных цифровых платформ, начала использовать привычные топорные методы защиты от этого прекрасного нового мира, правила которого пишут вот эти самые демиурги, потерявшие контроль над своим собственным Facebook. Власть начала штрафовать цифровые платформы и заставлять исполнять старые добрые человеческие законы. Если запрещена пропаганда насилия или педофилии – будьте добры ограничить свои вкусы и получить по морде за потворствование этим хобби. А сказать «мы не можем» или «соцсеть сама решает» демиурги цифровой реальности уже не могут.
Призывать в этой ситуации к разуму уже наших родных российских цифровизаторов нет смысла. Они будут и дальше упираться рогом, навязывая нам прекрасный новый мир, но с отечественным софтом. Конец этого упорства известен. Читайте заповеди: чуть отклонишься от них, придётся расплачиваться.