Токио подключает аборигенов к борьбе за Курилы

Токио подключает аборигенов к борьбе за Курилы

Территориальные претензии Японии к России вышли на новый уровень. Официальный Токио подключает к борьбе за Курилы представителей ранее проживавшего на этих островах этноса – айнов. Призывы к борьбе за права древнего народа и сохранению его самобытности могут перерасти в инициативы по поводу возвращения ему исторических ареалов проживания.

14 сентября в городе Саппоро на острове Хоккайдо при поддержке японского правительства открывается международный симпозиум по развитию туризма и пропаганде культуры аборигенных народов. В повестке мероприятия заявлено, что оно посвящено сбережению местной природной среды, развитию устойчивого туризма. Но главной темой для обсуждения станет защита прав аборигенных народов. Прежде всего коренной народности острова – айнов.

Айны – древний народ, обитавший на огромных территориях берегов Тихого океана, включая современную Японию, Сахалин, Курильские острова и юг Камчатки, задолго до прихода туда японцев и русских.

Данные исследований показывают, что этнос возник более 15 тыс. лет назад – до основания цивилизаций шумеров и Древнего Египта.

Около полутора тысяч лет назад на земли айнов пришли народы, которые впоследствии слились в японский этнос. Аборигены отстаивали свои территории с оружием в руках, но медленно и неуклонно теряли позиции.

– Японская граница всё время отодвигалась на север, и в середине XIV века японцы дошли до Хоккайдо, где жили айны. Японцы оттеснили коренной народ, загнали в горы, на север острова. Именно тогда у японцев сложился миф, что айны – дикие люди, живут в горах, одеваются в шкуры, – рассказывает «Октагону» кандидат исторических наук, заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Юрий Латушко.

«У японцев ходили байки, что айны живут в гнёздах и пещерах, пьют сырую кровь, всё время между собой воюют, у них нет брака и они занимаются непотребствами».

Юрий Латушко | кандидат исторических наук, заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Юрий Латушко
кандидат исторических наук, заведующий лабораторией антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

– Затем Хоккайдо несколько веков не был под государственным управлением – была такая концессия: сильные кланы им управляли, а власть государства на эту территорию не распространялась, – заключает историк.

Несмотря на то что японцы считали айнов примитивным и недоразвитым народом, кое-какие культурные элементы они переняли у «горных людей» и творчески переосмыслили. По словам эксперта, есть версия, что самурайская культура и даже их мечи были позаимствованы у айнов во время многочисленных военных конфликтов и восстаний.

Группа айнов с острова Хоккайдо. Конец XIX века.Группа айнов с острова Хоккайдо. Конец XIX века.Фото: Public Domain

В XIX веке Япония распространила влияние на Хоккайдо – объявила земли необитаемыми, включила их в состав государства и начала политику ассимиляции айнов, имеющую явные дискриминационные черты.

– Был издан закон о бывших аборигенах острова Хоккайдо, проводилась тотальная ассимиляция, разрушение экономической жизни. До прихода японцев айны были охотниками, рыболовами, собирателями, основой их питания были лосось и олень. Япония же решила сделать из айнов фермеров – внедряла основы фермерской жизни, разрушала общины. Были сильные интервенции в социальную систему и культуру, айнская татуировка была признана варварским обычаем, запрещались собственные религиозные культы. Для айнов были отдельные школы либо в японских школах выделялся класс или крыло. И если у японцев начальная школа длилась четыре года, то для айнов – два года, – говорит учёный секретарь Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Жанна Баженова.

«Они учили японский, основы сельского хозяйства, а в дальнейшем им был закрыт доступ ко многим предметам. Японцы считали, что айны неразвитые и что они чисто по биологической природе не в состоянии постичь эти науки».

Жанна Баженова | учёный секретарь Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Жанна Баженова
учёный секретарь Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

В конце XIX – начале XX веков, когда Япония контролировала часть Сахалина и Курильских островов, айнам давали японские имена, запрещали говорить на родном языке и проводить религиозные обряды. На Сахалине им не позволяли использовать рыболовные сети и перекрывали устья рек так, чтобы рыба не попадала на территории, где проживал народ. Репрессии в отношении аборигенов резко усилились во время Второй мировой войны.

Долгое время после войны на международных площадках японцы заявляли, что в Японии нет никаких этнических групп, кроме них. Говорили, что айны настолько ассимилированы, что утратили свои черты, и только недавно этот народ признали на законодательном уровне. В 2007 году была подписана декларация, парламент признал айнов коренным народом Японии, но только в 2019-м был принят соответствующий закон. При этом культурную идентичность айнов японцы признали, а экономические права – нет. Заниматься традиционными промыслами – рыбалкой и охотой – айны не могут в отличие от, например, коренных народов России.

– Правительство выделяет гранты на организацию айнских фестивалей, популяризирует и продвигает культуру. И айны, в свою очередь, тоже не молчат и говорят: «Курилы и Сахалин – родина айнов». Действительно, есть и такой аргумент со стороны айнского сообщества, конечно. Но это значит, что и Япония должна освободить свои территории – не только, кстати, Хоккайдо, а ещё и север Хонсю, где жило большое количество айнов. Но теория теорией, а есть практика и международные законы, – поясняет изданию Жанна Баженова.

Японцы признали культурную идентичность айнов, а экономические права – нет.Японцы признали культурную идентичность айнов, а экономические права – нет.Фото: FRANCK ROBICHON/EPA/TASS

– Любое обсуждение вопросов отчуждения и принадлежности Курильских островов неконституционно и невозможно. Тут позиция однозначная. Изучать, какие этносы там проживали, развивать язык, культуру – это всё можно, безусловно. Но эта территория российская, однозначно, – утверждает заведующий кафедрой международного права и международных связей Забайкальского государственного университета Наталья Гусевская.

– Аргумент, кончено, так себе. Так можно очень далеко зайти. Многие народы расселялись, проживают весьма далеко от своих мест обитания. Более того, если следовать такой логике, и Япония должна освободить часть своих островов для айнов, – добавляет Жанна Баженова.

Директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова в рамках Восточного экономического форума прокомментировала очередное появление в геополитической повестке темы айнов. Она заявила, что ряд международных структур выступает с нелицеприятными оценками шагов Токио в связи с продолжающейся дискриминацией этой народности и формальным характером мер по повышению уровня жизни её представителей.

– Есть сомнение, что озабоченность, о которой столько говорят японские власти в контексте айнской проблематики, проистекает из настоящего, искреннего желания проявить заботу и участие в судьбе айнов, сохранить остатки самобытной культуры, – рассуждает официальный представитель МИД. – Возможно, что это некая находка в плане оправдания незаконных территориальных претензий на российские Южные Курилы. Заход, как они считают, беспроигрышный. Разыграть национальную карту, говорить об озабоченности в связи с уровнем жизни айнов, а на самом деле просто прикрыть ту информационную кампанию, которую они опять же проводят в отношении нашей страны.