Мировые медиа приблизилась к очередной переломной точке. Предыдущий кризис они пережили в прошлом десятилетии, когда понятие объективности в журналистике заменил термин «постправда». Картинка в СМИ сначала оторвалась от реальности, а затем подменила её. Сегодня можно говорить о появлении «постсвободы». Индивидуалистический принцип свободы слова потерял смысл и уступает место понятию «общественная целесообразность».
Задержанный во Франции Павел Дуров значим не только и не столько как создатель Telegram. Важнее то, что он является живым символом либертарианства. Эта идеология лежала в основе современного западного общества, но сегодня стала для него угрозой. Для российского истеблишмента она изначально была чужеродной и продолжает оставаться такой.
Либертарианство – политическая философия, в основе которой лежит принцип свободы как главного двигателя развития общества. Её представители выступают за предоставление всем субъектам максимальной политической свободы и автономии, а также за расширение свободы слова, выбора и мнений. Они скептически относятся к государственной власти и к любым институтам принуждения. Наиболее радикально настроенные либертарианцы придерживаются мнения, что государственную власть могут в принципе заменить частные институты. Это течение принято называть анархо-капитализмом.
Свободнее других
Павел Дуров неоднократно называл себя либертарианцем. А его поступки доказывали искренность этих слов. Будучи убеждённым, что «ни один человек или структура не имеют права посягать на частную собственность или личную информацию», он в 2013 году вступил в конфликт с российскими спецслужбами. Последние требовали, чтобы Дуров передал личные данные организаторов группы «Евромайдан» в возглавляемой им на тот момент соцсети «ВКонтакте». Бизнесмен отказался от сотрудничества, заявив, что юрисдикция России не распространяется на украинских пользователей.
Спустя четыре года после теракта в метро Санкт-Петербурга российские силовики заявили о «тотальном использовании террористами» созданного Дуровым Telegram. Это стало поводом для начала войны с мессенджером, которую власть проиграла, – заблокировать его так и не удалось. После этого было решено «задушить противника в объятиях», сделав мессенджер главной дискуссионной площадкой в стране.
Эмиграция Дурова не уберегла его от неизбежного: спустя ещё семь лет бизнесмен услышал аналогичные претензии от французских жандармов.
И то, что основатель Telegram задержан именно в этой стране, не удивляет. Несмотря на то, что именно французские просветители были отцами либертарианства, шансов прижиться у этого направления в этой части Старого света практически не было.
Слово «cвобода» – лишь одно из слов в национальном девизе Французской Республики. Два других – «равенство» и «братство» – говорят о приоритете во французской культуре общего над личным, государственного над частным. Именно это всегда вдохновляло левые движения, для которых политическая целесообразность была всегда выше индивидуальных свобод и для которых более привычным было деление всего мира на «своих» и «чужих».
Пандемия политической целесообразности
По схожей причине не вызвало отклика задержание Павла Дурова в других западных странах. За последние четыре года мировые СМИ привыкли руководствоваться не свободой слова, а политической целесообразностью. В наибольшей степени этому поспособствовала пандемия – на фоне массовой гибели населения от вируса у гражданских свобод не оставалось никакого шанса.
Если ты сомневался в эффективности вакцин, то автоматически становился врагом всего человечества.
Параллельно реплицировались кризисы более низкого порядка. Одним из них стали не предполагавшие полутонов протесты представителей BLM. Сейчас в США предпринимается новая попытка спровоцировать очередной кризис. Поводом для него может стать вероятный арест накануне президентских выборов Дональда Трампа.
Этот кризис ударит ещё по одной иконе либертарианства – Илону Маску. Последний не упускает повода публично поддержать Трампа и на днях был удостоен ответного сигнала: экс-президент заявил, что в случае своей победы пригласит Маска работать в свою администрацию. При этом представитель партии республиканцев в США Вивек Рамасвами предупредил Маска о том, что его могут начать преследовать уже в ближайшие дни. «Сегодня Telegram. Завтра будет X», – говорится в публикации политика в соцсетях.
Тем временем в США следующий арест прочат Илону Маску.Фото: MADE NAGI/EPA/TASS
Даже если арест Маска не состоится, будущее либертарианства остаётся под большим вопросом. У идеи свободы слова в чистом виде нет шансов вернуть свои позиции в обозримой перспективе. С гораздо большей вероятностью человечество продолжит путь в будущее короткими перебежками от текущего кризиса к следующему, в ходе которых любые проявления свободы и даже слова о ней будут приравниваться к измене.
Исходя из этого, будет выстраиваться будущее и самого Telegram. Сложившиеся тренды не оставляют ему ни единого шанса на сохранение в текущем виде. Сегодняшнему миру не до индивидуалистических идей либертарианства. Ему гораздо важнее не скатиться в полномасштабную катастрофу. Поэтому почти миллиард пользователей мессенджера либо потеряют площадку для общения, либо начнут пользоваться ею по новым правилам, не предусматривающих излишних вольностей и секретов от ведущих мировых спецслужб.