Станут ли новые НКО крышами для этнических диаспор

Станут ли новые НКО крышами для этнических диаспор

Политика 16 декабря 2024 Вера Зелендинова

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) подготовило законопроект о выделении в отдельную категорию национально-культурных некоммерческих организаций (НКО). Многие наблюдатели усмотрели в этой затее попытку легализовать деятельность этнических диаспор и облегчить им получение иностранного финансирования. Глава ФАДН Игорь Баринов ответил, что новый закон фактически блокирует создание этнических НКО, и порекомендовал критикам ознакомиться с его содержанием. «Октагон» воспользовался советом и внимательно изучил текст законопроекта и дополняющей его пояснительной записки с учётом контекста, в котором будут работать новые НКО.

Структура законопроекта

Законопроект ФАДН предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и состоит из двух статей и четырёх смысловых блоков, определяющих содержательную часть предлагаемых нововведений.

Первый содержит поправки, касающиеся целей и названий НКО нового типа (национально-культурных).

Второй нормирует состав их учредителей и членов.

Третий определяет правила финансирования таких организаций.

Четвёртый блок касается приведения в соответствие с данными поправками Уставов НКО, созданных до вступления в силу данных изменений. На проведение этой работы отводится два года – срок более, чем достаточный. Организации, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с законопроектом, подлежат ликвидации по решению суда по иску федерального органа, занимающегося регистрацией некоммерческих организаций.

Название должно отражать благие цели

Законопроект ФАДН вводит понятие национально-культурного НКО и относит к этой категории общественные организации, общины коренных малочисленных народов РФ и ряд других некоммерческих структур, созданных в целях поддержания мира и согласия между населяющими Россию народами (в проекте закона и пояснительной записке список «правильных» целей занимает четыре строки). Эти цели должны быть прописаны в Уставе, а названия НКО должны содержать слова «национальный» и «культурный».

Также к новому типу НКО отнесены организации, «осуществляющие деятельность по обеспечению и защите национально-культурных прав граждан», но на них указанное целеполагание (мирное существование разных народов и прочее) почему-то не распространяется.

Такой подход к созданию национально-культурных НКО разных типов может очень понравиться этническим диаспорам.

Сегодня они существуют полуподпольно – официально их как бы нет, но все, кому надо, знают, где их искать и к кому нужно обращаться. Что или кто помешает диаспоре зарегистрировать подобную организацию, назвать её национально-культурной, прописать в Уставе все рекомендованные законом благие цели, периодически проводить мероприятия под лозунгом «Дружбы народов» и использовать её в качестве прикрытия и интерфейса?

Нормирование состава учредителей и членства

В ФАДН, по всей видимости, планируют управлять национально-культурными НКО за счёт контроля над пулом учредителей и составом членов. В подготовленном ведомством законопроекте прямо сказано, что руководителями таких организаций должны быть граждане РФ, а учредителями – российские граждане или юридические лица.

К рядовым членам требования более мягкие. По решению руководящего органа НКО ими могут стать законно находящихся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица. Но их количество среди членов организации и представительство в её руководящих органах не должно превышать одной трети списочного состава.

Управлять национально-культурными организациями будут граждане РФ.Управлять национально-культурными организациями будут граждане РФ.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Трудно ли обойти эти требования? Нет, нетрудно, особенно этническим диаспорам, которые, как признаёт глава ФАДН, привыкли устанавливать свои правила в регионах России. Учредителей и две трети членов легко набрать среди мигрантов, которые получили или купили (с помощью той же диаспоры) гражданство РФ, остальных – из работающих по патентам гасторбайтеров.

Аналогичным образом решается вопрос с руководством. Что такое зиц-председатель знают все, но он может и не понадобиться. Многие главы этнических диаспор имеют российское гражданство, остальные, если понадобится, могут его получить – соответствующие схемы давно отработаны.

Правила финансирования

Наибольшую ярость критиков вызвала поправка к Закону об НКО, касающаяся статьи «Источники формирования имущества некоммерческой организации». Предложенное ФАДН дополнение к пункту 1 выглядит так:

«Национально-культурная организация может получать денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”, исключительно на цели, указанные в пункте 2.4 статьи 2 [перечисление благих целей] настоящего Федерального закона, если осуществляемая в этих целях деятельность национально-культурной организации не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации».

Эта поправка состоит из двух разных по содержанию частей. Первая наделяет национально-культурные НКО правом получать финансирование от иностранных источников, связь с которыми может стать основанием для признания юридического субъекта иностранным агентом. Авторы законопроекта не случайно ссылаются на статью 3 Закона об иноагентах, в десяти пунктах которой перечислены источники иностранного финансирования. Де-факто этот тип НКО выводится из-под действия Закона об иноагентах при соблюдении его учредителей ряда требований.

Национально-культурные организации смогут получать иностранное финансирование.Национально-культурные организации смогут получать иностранное финансирование.Фото: FILIP SINGER/EPA/TASS

Вторая часть поправки – это перечисление таких условий: «правильное» целеполагание (со ссылкой к списку благих целей), а также требование, чтобы деятельность организаций не противоречила интересам РФ, основам правопорядка и российской Конституцией.

Кто и как будет следить за соблюдением этих условий, непонятно, тем более, что этнические группы давно оказывают влияние на выборы, по итогам которых формируются органы публичной власти, и на решения, принимаемые исполнительной властью.

Ещё один вопрос касается иностранных субъектов, которые, судя по тексту законопроекта, смогут финансировать деятельность национально-культурных НКО. Кого имели в виду разработчики закона? Если официальные органы государств, из которых прибыли мигранты, то этот расчёт вряд ли оправдается – эти страны не так богаты. ВВП некоторых из них на 30-50 процентов формируется за счёт денежных переводов гасторбайтеров, которые работают в России.

Возможность влиять на национально-культурные организации через финансовые вливания может заинтересовать руководство этнических диаспор и НКО, которые работают на исторической родине мигрантов под присмотром западных спецслужб на западные гранты. В итоге в России возникнет механизм частичной легализации незаконных доходов диаспор, в том числе от наркотрафика, и средств, направляемых на дестабилизацию ситуации в России британским спецслужбами.

Наивность российских законодателей

Некоторые критики законопроекта обвиняют ФАДН во вредительстве, но на деле речь скорее всего идёт об игнорировании реалий, которые имеют место в России. Разработчики хотели создать новый тип общественной организации (национально-культурное НКО) и, загнав в него многочисленные земляческие организации, зарегистрированные в разных организационно-правовых формах, навести порядок в этой сфере. Посчитать все эти НКО и составить их список, подобный реестру национально-культурных автономий.

Однако на деле на российской сцене может появиться новый институт, который будет играть роль прикрытия для национальных диаспор и инструмента влияния нелегального этнического бизнеса и западных спецслужб, которые поощряют миграцию в Россию, внедряют в её ряды радикалов и организуют нелегальные коридоры, готовясь использовать этнический фактор для дестабилизации ситуации в стране.