Призыв российского премьера Михаила Мишустина навести порядок на рынке школьного питания – начало очередной реформы в данной сфере. Бизнесмены ждут, что её параметры прозвучат в президентском послании. Одно из возможных нововведений – наделение Роспотребнадзора новыми полномочиями. Владельцы комбинатов питания опасаются злоупотреблений со стороны санврачей, убытков и банкротств.
Поводом для критики со стороны председателя Правительства РФ стали многочисленные случаи отравления школьников после употребления горячих обедов. Последний из них произошёл в Железногорске (Красноярский край), где госпитализировано 18 учащихся. Схожий случаи зафиксирован в марте в Барнаульском крае. Кишечная палочка обнаружена в блюдах, которые получали школьники в Санкт-Петербурге и других регионах.
По результатам проведённых в стране проверок Роспотребнадзор оштрафовал изготовителей детских обедов на 147 млн рублей, изъято 59 тонн некачественных продуктов. 61 комбинат питания внесён в реестр недобросовестных поставщиков.
В качестве одной из мер стабилизации ситуации Мишустин предложил привлекать к контролю за качеством школьного питания родительские комитеты. Участники рынка ожидают, что следующим шагом станет унификация состава меню. Но эти действия не решат главные проблемы сферы, которые лежат в экономической плоскости.
До 2019 года включительно обязанность обеспечивать учеников завтраками и обедами лежала на плечах местных властей. Во многих субъектах РФ эту задачу не считали первоочередной.
В 11 регионах младшим школьникам не предоставляли бесплатное питание в принципе, в большинстве других оно было ненадлежащего качества либо его получали только дети из малоимущих семей.
В январе 2020 года Владимир Путин предложил сделать горячее питание в начальной школе бесплатным для всех детей на территории всей страны. Выступая перед Федеральным собранием, президент признал, что данному решению предшествовали многочисленные дискуссии – многие члены Правительства РФ считали, что такую льготу должны получать только нуждающиеся. Спустя два месяца Госдума приняла соответствующий закон, установив переходный период для его исполнения с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2023 года.
Летом было принято решение о дополнительном финансировании для выполнения поставленной президентом задачи. Общая стоимость программы была оценена в 26 млрд рублей. Большую часть этих средств – около 18,5 млрд – должен был выделить федеральный бюджет. Однако вскоре последняя сумма была увеличена до 22 млрд рублей.
При этом принятие новых стандартов качества питания, правил организации конкурсов и распределения бюджетных средств запаздывало.
– Как только прозвучало, что в регионы пойдут федеральные деньги, началась сборка новой системы по неустановленным правилам. В результате рынок превратился в очень пёструю палитру, в которой каждый регион действовал в рамках своего понимания ситуации, – пояснил «Октагону» знакомый с ходом реформы источник.
Одной из главных проблем стала устаревшая производственная база для приготовления школьных блюд. Плиты, мойки и другая техника в большинстве комбинатов питания были установлены еще в 80–90-х годах прошлого века. Оборудование морально и физически устарело, перестав отвечать даже минимальным требованиям безопасности. Пищеблоки в ряде школ оказались не обособленными.
Одна из главных проблем – устаревшая производственная база комбинатов питания для приготовления школьных завтраков и обедов.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Чтобы разобраться с этой проблемой, власти Москвы приняли радикальные меры. Они решили организовать поставку в школы полуфабрикатов с последующим доведением их до нужной степени готовности в столовых учебных заведений. В других регионах из-за отсутствия бюджетного финансирования задачу по модернизации пищеблоков возложили на бизнесменов – об этом упоминается в отчёте о деятельности Счётной палаты РФ за 2020 год.
«Отсутствие инфраструктуры, необходимой для организации бесплатного здорового горячего питания, создаёт риски для поэтапного перехода с 1 сентября 2020 года до 1 сентября 2023 года на организацию бесплатного здорового горячего питания для обучающихся», – говорится в документе.
Второй проблемой стал передел рынка. В Санкт-Петербурге, Подмосковье, Волгоградской, Ярославской областях и ряде других регионов началось укрупнение лотов на конкурсах по организации школьного питания. Конкурсы стали выигрывать новые, часто аффилированные с местными чиновниками игроки, что привело к монополизации сферы.
– В данной сфере сложился рынок, главным критерием на котором стал «доступ к телу» того или иного губернатора или мэра. Ответственные руководители на местах понимают, что ставка на единственного оператора несёт в себе серьёзные риски. Для обеспечения безопасности, в том числе и санитарной, необходимо сформировать на территориях развитый рынок из трёх-четырёх игроков, – уверен собеседник «Октагона».
Третьей и наиболее важной проблемой стало отсутствие единого стандарта организации питания.
В действующих СанПиН обозначены лишь калорийность продуктов и количество питательных веществ, которые дети должны получать во время каждого приёма пищи.
В декабре 2020 года санитарные нормы были обновлены, в них появилось упоминание о возможности замены продуктов в меню на равноценные. Но наименования самих блюд остались в качестве примеров, не обязательных к исполнению.
– Стандарт остался лишь неким сводом общих подходов и правил, которые каждый продолжает понимать по-своему, – уверен близкий к отрасли источник.
По словам собеседника издания, работать операторам питания также мешает заведомо настроенное против них общество:
– Сегодня у них плохая репутация. Считается, что они не обслуживают детей, а у них воруют. И любая их ошибка сразу превращается в социально-политическую проблему.
Опрошенные операторы школьного питания в нескольких регионах подчёркивают, что за прошедший с начала реформы год было сделано многое: в два раза сокращено количество выдаваемых детям кондитерских и колбасных изделий, школьники стали есть больше фруктов и овощей. К контролю качества питания привлечены родители, увеличилась частота проверок со стороны Роспотребнадзора и прокуратуры. Однако ряд проблем остаётся нерешённым. Первая из них – задержка федерального финансирования.
«Если региональный бюджет перечисляет деньги быстро, то из федерального бюджета обещанные суммы приходят с большим опозданием. Средства за 2021 год мы получили только 8–10 марта. Получается, что в январе – феврале мы работали только за свой счёт».
Руководитель одной из действующих на рынке фирм
В 2021 году стоимость одноразового питания в расчёте на одного младшего школьника установлена в размере 73 рублей, двухразового питания – 180 рублей. 60 процентов от этой суммы приходится на наценку, из которой оплачивается стоимость услуг поставщика. То есть себестоимость самих продуктов питания оценивается в 29 и 72 рубля соответственно. Но львиная доля прибыли комбинатов питания уходит на выполнение санитарных и иных предписаний.
– Мы за свой счёт должны устанавливать люминесцентные лампы и выполнять другие антиковидные мероприятия. Мы же осуществляем производственный контроль, проводим тестирование сотрудников на ковид, – добавил руководитель комбината питания из другого города-миллионника.
Но самая большая статья расходов предприятий – модернизация пищеблоков. Пищеблоки школы сдают операторам в аренду, в большинстве своём они не укомплектованы исправным оборудованием, в их помещениях не проводился необходимый для безопасной работы ремонт. Все эти проблемы бизнесмены решают за свой счёт. В результате рентабельность такого вида бизнеса ограничена 1–2 процентами.
– Это не коммерческий, а социальный вид бизнеса. Он имеет смысл, только если участник рынка имеет большие обороты. Именно с этой целью под некоторых участников с «подвязками» в органах власти укрупняются лоты. Небольшие предприятия на рынке не выживут и будут вынуждены с него уйти, – заявил владелец комбината питания.
Реализация предложения президента о бесплатном горячем питании для российских школьников и год спустя осуществляется с трудом.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Представитель действующего в одном из крупных городов комбината питания рассказывает, что, пытаясь минимизировать расходы, некоторые поставщики откладывают замену устаревшего оборудования и приобретают более дешёвые продукты, ставя под угрозу здоровье детей.
Зачастую фактором риска становятся директора школ, с которыми руководители комбинатов питания согласовывают меню.
– Методика Роспотребнадзора определяет калорийность блюд, количество мяса и овощей. Но исполнить её сложно. Например, весной часть продуктов запрещена к применению, это те же сырые овощи. Каждую неделю наш диетолог составляет меню с полным соблюдением рациона и согласует его с директорами школ. И почти каждый раз согласование затягивается. Мы вынуждены доказывать, например, что рыбные биточки полностью соответствуют всем стандартам, а некоторым директорам они в принципе не нравятся, – пояснил собеседник «Октагона».
По словам руководителя другого предприятия, планируемое наделение Роспотребнадзора полномочиями по согласованию меню школьных обедов выльется в дополнительные расходы для операторов и грозит им убытками.
– Согласование будет происходить за наш счёт. И нет гарантий, что новая процедура не станет поводом для коррупции со стороны некоторых санврачей, – предупреждает участник рынка.
Общественники и бизнесмены ждут, что в очередном послании президент Владимир Путин затронет все указанные проблемы, предложив варианты их решения.
Как пояснил «Октагону» президент Института отраслевого питания, учредитель проекта «За школьное питание» Владимир Чернигов, итоги состоявшегося под председательством премьер-министра совещания свидетельствуют о том, что тема обеспечения качества школьного питания не ушла с повестки дня. Органы власти и представители общественных структур по-прежнему будут уделять ей повышенное внимание.
– Мы будем держать этот вопрос под контролем, освещать происходящие в данной сфере события и вырабатывать пути решения выявляющихся проблем, – заявил Чернигов.
Он также отметил, что одним из направлений деятельности, на которое стоит обратить особое внимание, является определение стоимости услуг подрядчиков, несущих расходы на реконструкцию пищеблоков, и решение других задач по реализации президентского послания.
– Это известная проблема, которая в том числе поднималась на совещании в Ярославле с участием уполномоченных по правам ребёнка Центрального федерального округа, – добавил эксперт.