14 ноября завершился первый этап третьей в истории современной России переписи населения. Мероприятие три раза переносилось, но в конечном итоге прошло в самый разгар очередной волны коронавируса при пиковых значениях смертности. При сборе данных фиксировались многочисленные нарушения. В результате вместо реальных ответов россиян в опросники частично попала выдуманная информация и даже фейковые граждане страны. Из-за крайне слабой информационной поддержки многие люди вообще не знали о проведении переписи, другие отказывались пускать переписчиков на порог, в том числе из-за страха заразиться. По мнению экспертов, фактический провал переписи населения неминуемо приведёт к ошибочным решениям в социально-экономической политике страны.
За несколько дней до окончания переписи большой резонанс в обществе вызвало высказывание замглавы Росстата Павла Смелова о том, что в мероприятии приняли участие уже более 99 процентов населения. Причём чаще всего люди передавали свои данные при непосредственном общении с переписчиком. Эксперты и граждане, которые переписчиков в глаза не видели, недоумевали, откуда могли взяться такие показатели.
Вскоре количество участников переписи и вовсе перевалило за 100 процентов. На итоговой пресс-конференции руководитель Росстата Павел Малков пояснил, что «перевыполнение плана» могло произойти по разным причинам, в том числе из-за дублирования подписных листов, когда один человек проходит по переписи дважды. «Цифра получена прямым сложением информации из всех источников. Теперь нам предстоит её обработать, убрать дублирующие и грязные данные, естественно, с помощью цифровых технологий. И только после этого можно будет говорить о конкретных цифрах по численности населения», – сказал он.
Окончательную оценку численности населения Росстат планирует представить в январе, данные по другим показателям переписи будут публиковаться позднее, а итоги появятся в конце 2022 года.
По словам главы Росстата, при изучении предварительных данных переписи уже выявлен рост численности населения в пяти российских регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском крае.
Между тем как минимум в двух из пяти регионов с ростом населения – Москве и Санкт-Петербурге – есть данные о различных нарушениях при сборе информации, в том числе о внесении в анкеты информации о несуществующих гражданах. «Октагон» выяснил, по какой схеме осуществлялись махинации с данными в столице.
Россияне-призраки
Доверия к объективности переписи населения в Москве нет у большинства жителей столицы. Живых переписчиков удалось увидеть лишь единицам, а желание переписываться на госуслугах у многих пропало из-за скандала вокруг электронного голосования на выборах.
Из-за сложной эпидемиологической обстановки московским переписчикам почти сразу запретили ходить по квартирам и вообще проникать в подъезды многоквартирных домов. По плану помощники Росстата должны были мёрзнуть на улице и пытаться поймать жильцов у дома. При этом незадолго до переписи в СМИ дали подробную инструкцию, как не попасться в лапы мошенников, скрывающихся под маской переписчиков. Один из пунктов гласил, что настоящие переписчики на улицах людей не ловят, а ходят в фирменной амуниции по домам.
Из-за сложной эпидемиологической обстановки переписчикам запретили ходить по квартирам и проникать в подъезды многоквартирных домов.Фото: Александр Миридонов/«Коммерсантъ»
– Естественно, при таких вводных переписать практически никого в первые недели нам не удавалось, – рассказала «Октагону» переписчица Татьяна (имя изменено), работавшая на сборе данных в столице. – Самостоятельно на госуслугах и в МФЦ переписались не более 15–20 процентов жильцов вверенных мне домов. Среди переписчиков много работников управ и районных отделов соцзащиты. Как и в случае с выборами, отказаться от участия в этом мероприятии, по сути, было невозможно, не потеряв работу. К закреплённым домам приходилось подходить по вечерам после основной работы, но дело практически не сдвигалось с мёртвой точки.
По словам Татьяны, через некоторое время задача кардинально изменилась. Всем переписчикам с участка выдали данные о жильцах из домовых книг. В устном разговоре контролёр пояснила, что необходимо обеспечить 100 процентов заполняемости по своему участку, то есть сделать так, чтобы ответы на все вопросы оказались заполнены по каждому жителю дома.
– В домовой книге указывается только ФИО, дата рождения, регистрации на жилплощади и площадь квартиры, – рассказала женщина. – Соответственно, додумывать семейное положение, владение иностранными языками, источники дохода и прочее нам приходилось самостоятельно. Иногда смотришь, вроде всё понятно, мужчина и женщина близкого года рождения и двое детей. Скорее всего, муж с женой, но в теории могут быть и брат с сестрой, а дети кого-то одного, точно же не разберёшь. Вот так и тыкали пальцем в небо.
Татьяна уточняет, что в планшетах, которые раздают переписчикам, есть геолокация.
Контролёры советовали выключать её и заполнять все данные из дома.
Потом можно было подойти к нужному подъезду, включить передатчик местоположения и загрузить информацию в систему.
– При этом в двух выделенных мне домах, где зарегистрировано примерно 400 жильцов, было велено обеспечить явку 500 граждан. Так что около ста москвичей мне пришлось просто полностью придумать без всяких вводных данных. В какую квартиру будут вписаны мёртвые души, никого не интересовало, иногда просто писали по 10 человек на одну жилплощадь. Люди, которые работали на прошлой переписи в 2010 году, рассказывали, что тогда, правда, в меньших масштабах, происходила примерно такая же история, – говорит переписчик.
Независимый демограф Алексей Ракша пояснил «Октагону», что придуманные данные, а тем более люди – это настоящая катастрофа для переписи населения страны, которая может привести к полному провалу мероприятия. Однако местные власти всегда были заинтересованы в том, чтобы искусственно раздувать население.
– Традиционно после распада СССР перепись хуже всего проводится в Москве, в этом году есть данные о массовых нарушениях в Санкт-Петербурге, – рассказал эксперт. – Проблема в том, что в столице, ряде кавказских регионов, особенно в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а вне Кавказа в Мордовии искусственно завышается численность населения, это в том числе позволяет получать больше средств из бюджета на развитие инфраструктуры: строительство дорог, школ, больниц и прочее.
«К тому же в последние годы продолжается падение уровня доверия населения к власти. В связи с этим многие люди бойкотируют перепись, боятся отвечать на отдельные вопросы, в частности, раскрывать источники своих доходов. И их можно понять».
Алексей Ракша
независимый демограф
По мнению Алексея Ракши, большой ошибкой стало и проведение мероприятия в самый разгар очередной волны коронавируса. Перепись стоило перенести на весну или хотя бы отложить до улучшения ситуации с заболеваемостью.
– Помимо этого, информационное обеспечение переписи было организовано на крайне низком уровне, большая часть жителей о ней просто не знала, – отмечает демограф. – Помимо стандартной проверки и перепроверки, в этот раз Росстат впервые будет осуществлять коррекцию данных, полученных на переписи, в 2002 и 2010 году такая работа не проводилась. Вопрос, насколько это поможет добиться точности в показателях, учитывая многочисленные нарушения и пик заболеваемости COVID-19. На мой взгляд, в любом случае нынешнюю перепись можно считать самой худшей в истории страны. И это неминуемо в будущем отразится на качестве управленческих решений, в том числе распределении бюджета.
Отказ от переписи в знак протеста
В большинстве российских регионов даже при отсутствии явных фальсификаций перепись заметно буксовала. Люди просто отказывались пускать переписчиков на порог и не стремились передавать информацию о себе самостоятельно.
– Я просто через дверь сказала, что мне не интересно это мероприятие, – говорит 45-летняя Наталья, жительница Подмосковья.
«Я не знаю, с какими целями государство в конечном итоге будет использовать мои персональные данные, не исключаю, что мне же во вред, к тому же, скорее всего, все базы опять утекут в сеть».
Наталья
жительница Подмосковья
Социолог Марина Пронина отмечает, что большая часть граждан страны уверены, что от переписи населения лично для них нет никакой пользы, а помогать властям мало кто хочет.
– Люди считают, что качество и полнота статистического учёта россиян на деле никак не влияет на эффективность решения властей, – поясняет эксперт. – В 2010 году большинство жителей честно переписались, но жизнь за последнее время для многих стала только хуже. Врачей не хватает, детсады и школы переполнены, для решения элементарных проблем людям приходится годами заваливать местные власти обращениями и жалобами. В этом году, как и на выборах, некоторых бюджетников заставляли участвовать в переписи работодатели. Естественно, такая политика тоже формирует определённое отношение к мероприятию у населения.
Независимые опросы показывают, что от участия в переписи населения во многих регионах страны отказывалось от половины до 70 процентов россиян. Только официально было зафиксировано 140 происшествий с участием переписчиков, в том числе нападение собак, агрессивное поведение самих граждан и хищение имущества. В ходе проведения мероприятия заболели около 5 тысяч переписчиков из 314 тысяч, более чем у 3 тысяч из них был диагностирован коронавирус.
Люди, работающие на переписи, рассказывают, что нередко сталкивались с оскорблениями при обходе домов, у многих возникало ощущение, что вся народная ненависть к власти сыплется на их головы.
Официально было зафиксировано 140 происшествий с участием переписчиков: нападение собак, агрессивное поведение самих граждан и хищение имущества.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
– Часть людей явно отказывались общаться с нами из-за ковида, – говорит переписчица Юлия из Тульской области. – Это и понятно, людей уже почти два года стращают вирусом. Некоторые говорили о том, что не хотят раскрывать свои данные государству, никакие уговоры и убеждения в анонимности опроса на них не действовали. Из-за массового бойкотирования переписи населением периодически нам приходилось вносить хоть какую-то информацию о жителях со слов соседей, хотя делать так не положено. Работать на переписи 2010 года было на порядок проще, тогда количество отказников на моём участке не превышало 10 процентов.
Одновременно с этим многие россияне жаловались, что переписчики до них просто не дошли. Значительное количество таких претензий официально было зафиксировано и в Росстате, все эти случаи обещают проверить. Далеко не у всех желающих получилось переписаться и в электронном виде, пользователи рассказывали о длительных сбоях на сайте госуслуг.
Многие граждане и вовсе посчитали перепись очередным распилом средств. На мероприятие было выделено около 32 млрд рублей. «Зачем было тратить такие средства, если большинство данных и так есть в различных базах данных?» – недоумевали россияне.
По мнению директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, государство на самом деле знает о гражданах далеко не всё, поэтому перепись остаётся важнейшим инструментом для сбора информации в большинстве развитых стран.
«Во всех странах есть неформальный рынок труда, в России он составляет до 20 процентов всех доходов граждан, от 10 до 12 трлн рублей.На сегодняшний день данные об источниках около 18 процентов населения не видят ни силовики, ни налоговая».
Георгий Остапкович
директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ
– По многим позициям перепись даёт более объективную и полную информацию, в частности, это касается миграции населения. Так или иначе пока перепись населения остаётся для государства важнейшим инструментом для определения основных направлений деятельности. Речь идёт о разработке государственных программ, строительстве социальных объектов, назначении социальных выплат. В зависимости от численности населения и его распределения по стране решается вопрос о капитальных вложениях, инвестициях и субвенциях для каждого из субъектов, –говорит эксперт.
По словам Георгия Остапковича, определённая статистическая погрешность у переписи есть всегда. Например, в 2010 году около тысячи человек записали себя эльфами и троллями. В ряде кавказских республик во время переписи традиционно стремятся собрать в регионах максимальное количество жителей, даже тех, кто на самом деле давно живёт и работает в других субъектах. В городах, в частности, в миллионниках, разными способами борются за увеличение населения как минимум на бумаге.
– В этот раз перепись и вовсе попала на сложный год, люди находятся в когнитивном диссонансе из-за коронавируса, отчасти это состояние повлияло и на отношение к сбору данных, – полагает эксперт.