В российских регионах обострились проблемы, связанные с реализацией мусорной реформы. Мощности действующих полигонов ТБО на грани исчерпания, сроки открытия новых площадок для захоронения и мусоросортировочных заводов сдвигаются. Бизнес использует ситуацию для передела рынка, силовики – для зачистки губернаторского корпуса. Власть жалуется на шантаж и превращение мусорного вопроса в политический.
В 2018–2019 годах допущенные в ходе мусорной реформы ошибки стали поводом для массовых протестов. Наибольший резонанс приобрели события, развернувшиеся на месте строительства полигона на станции Шиес. Власти предприняли немало усилий, чтобы успокоить экоактивистов и общественность. Но это были полумеры – корректировки реформы так и не последовало.
Проигнорированное предупреждение
В 2020 году стало понятно, что наступившее после Шиеса затишье было временным. Проверка Счётной палаты РФ показала, что уровень переработки отходов на тот момент не превышал 7 процентов, остальной объём направлялся на полигоны, которые в ряде случаев не отвечали требованиям природоохранного законодательства.
«Приоритетным способом обращения с ТКО остаётся захоронение, при этом меры по сокращению объёмов их образования не принимаются, а на создание современных технологий переработки отходов не хватает средств. В результате мощности полигонов иссякают, а несанкционированные свалки продолжают портить жизнь горожан», – заявили в Счётной палате.
Аудиторы предупредили, что к 2024 году будут исчерпаны мощности на полигонах ТКО в 32 субъектах РФ.
Негативный прогноз сбылся. Этой весной Российский экологический оператор отчитался, что доля перерабатываемых отходов на конец 2023 года повысилась лишь до 13 процентов, а на полигоны было вывезено 80,5 процента ТКО.
Немаловажную роль в торможении реформы сыграли санкции. После начала СВО встало на паузу строительство мусороперерабатывающих заводов в Татарстане, Краснодарском крае и других регионах. На них планировалось установить аппаратуру ушедшего из России швейцарско-японского консорциума Hitachi Zosen Inova. По данным источника «Октагона», начать выпуск импортозамещённой версии данных агрегатов поручено одному из предприятий «Ростеха», но сроки решения этой задачи пока неизвестны.
Как нарастает дефицит
В конце 2022 года стало известно, что 26 регионов не исполнили план по подготовке новых площадок для захоронения мусора. Спустя год им пришлось продлевать срок работы старых, введённых без надлежащей документации и почти исчерпавших свои возможности мусорных полигонов. Они превратились в дефицитный ресурс, влияющий на экономическую и социальную стабильность на местах.
Одной из первых это почувствовала Калининградская область. В ноябре местные полигоны приостановили приём отходов от промышленных предприятий. «Если мы оставим всё так, как есть, на следующий год у нас будет стопроцентная заполняемость, и у нас просто физически не будет возможности принимать ни ТКО, ни промышленные отходы», – цитировали СМИ слова областного министра природных ресурсов Олега Ступина.
В июне этого года губернатор Псковской области Михаил Ведерников был вынужден прервать командировку в Беларусь и вернуться в регион из-за скопившихся на улицах областного центра 700 тонн мусора. Отходы перестали вывозить из-за отказа принимать их владельцами мусоросортировочного завода и двух близлежащих к Пскову полигонов.
В июне жители Псковской области прислали порядка 400 обращений через соцсети и 300 жалоб лично губернатору с фотографиями на невывоз ТКО.Фото: официальный телеграм-канал губернатора Псковской области Михаила Ведерникова
«Они цинично сделали жителей города и района заложниками своей алчности, жадности, желания сохранить пальму первенства в этом сложном и ответственном бизнесе», – заявил губернатор в своём телеграм-канале.
«После постройки экотехнопарка и запуска его в работу все действующие полигоны в области будут закрыты для дальнейшей рекультивации. Соответственно, владельцы, арендаторы полигонов с рынка вылетят, если не найдут себе место в новой схеме обращения с отходами. Они пытаются этого избежать. Но вместо конструктивного диалога, вместо судебных разбирательств по адресу используют грязный шантаж областной власти», – сказал он.
Мусорная повестка оказалась актуальной и для Тамбовской области. В 2023 году в регионе остановили работу сразу два принадлежащих мусорному оператору «КомЭк» крупных полигона – в Тамбовском и Рассказовском районах. Основные объёмы мусора должны были пойти после этого на новый мусороперерабатывающий комплекс «Центральный», однако срок сдачи его в эксплуатацию был перенесён.
В 2024 году в местных соцсетях и СМИ появились публикации о несанкционированных свалках, в том числе на территории областного центра.
В мае глава региона Максим Егоров назвал происходящее проблемой, «которая напрямую влияет на комфорт людей и создаёт неблагоприятные санитарные условия». «Октагон» направил запрос на имя губернатора Максима Егорова с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и рассказать о предпринимаемых региональной властью шагах по её разрешению.
Искусственно созданный кризис
Критическая ситуация с вывозом мусора весной и в начале лета также сложилась в Краснодаре, Самаре и ряде других крупных городов страны. Но к наиболее серьёзным для власти последствиям она привела в Свердловской области. В начале июля был остановлен вывоз мусора в пяти городах региона: Полевском, Ревде, Первоуральске, Дегтярске и Новоуральске. На улицах появились плакаты с обращением к представителям власти решить проблему.
Природоохранная прокуратура пришла к выводу, что причиной кризиса стал отказ местного мусорного оператора «ТБО «Экосервис» продлевать договоры с транспортными подрядчиками. У представителей самого оператора другая версия. Директор организации Анна Распопова пояснила СМИ, что проблемы начались из-за отказа собственников близлежащего полигона принимать у ТБО «Экосервис» на захоронение бытовой мусор. В результате мусоровозы были вынуждены возить отходы на находящийся на 60 километров дальше Староуткинский полигон. Как следствие, выросли стоимость и время транспортировки, а мусорные площадки стали убираться реже.
В начале этого месяца был остановлен вывоз мусора в пяти городах Свердловской области.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
В ситуацию была вынуждена вмешаться Генпрокуратура. Екатеринбург и Первоуральск посетил заместитель Генпрокурора РФ Сергей Зайцев. По итогам проведённых им совещаний возбуждено уголовное дело по статьям «Злоупотребление полномочиями» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». На имя губернатора Евгения Куйвашева поступило ходатайство о лишении ООО «ТБО Экосервис» статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
По данным источников «Октагона», разворачивающийся в регионе кризис мог быть создан искусственно и использован для обострения политической ситуации. Один из подтверждающих эту версию признаков – схожесть разворачивающихся в регионе событий с ситуацией в Псковской области. Второй признак – активизация силовиков в расследовании болезненных для губернатора Евгения Куйвашева уголовных дел.
Верховный суд признал незаконной мобилизацию находящегося под уголовным делом бывшего министра по управлению госимуществом Алексея Пьянкова.
Теперь следствие сможет завершить расследование в отношении экс-чиновника, считающегося одним из доверенных лиц главы области. Также в руки правосудия попал бывший глава минтранса региона Василий Старков. Дела двух экс-министров грозят политическими проблемами губернатору Евгению Куйвашеву.
Миссия невыполнима
Для разрешения очередного витка мусорного кризиса власти необходимо пересмотреть ряд заложенных в основу реформы правовых документов.
Как пояснил «Октагону» президент Фонда «Зелёный Урал» Никита Соловьёв, сегодня большинство мусорных операторов не обеспечены в необходимом объёме собственным транспортом и вынуждены пользоваться услугами подрядчиков. Между операторами и транспортными подрядчиками неизбежно возникают противоречия. Особенно если их отношения не были зафиксированы по результатам открытого конкурса. Последние спустя некоторое время предлагают заказчику повысить ставки на собственные услуги в связи с инфляцией. Получив отказ, они либо сокращают число работающих в рамках договора машин, либо полностью уходят на другой проект.
Ещё одна проблема, по словам Никиты Соловьёва, кроется в порядке взаимодействия собственников полигонов ТКО с Росприроднадзором. Если выданные им лимиты на захоронение отходов заканчиваются, собственники обязаны закрыть полигон. Если единственным документом, на основании которого возобновляет работу полигон, является распоряжение губернатора, то такое решение противоречит действующему законодательству.
Также мусорному рынку нужны максимальная открытость и аналитика более высокого уровня.
Операторы часто в собственных интересах занижают прогнозный объём отходов, что в итоге приводит к перегрузке полигонов.
Помимо этого, уверен Никита Соловьёв, необходимо включение вопроса о стабильности мусорного рынка в список стратегических с передачей его под контроль профильным спецслужбам.
– Когда в центрах городов разлагается органика, размножаются крысы и возникает предэпидемиологическая ситуация, то мы уже имеем дело с политическим вопросом, для решения которого должны привлекаться соответствующие инструменты, – считает Соловьёв.