Недавняя отставка губернатора ХМАО Натальи Комаровой была не столь неожиданной, как её старались представить. Незадолго до ухода с должности она попыталась разрубить узел опутавших регион конфликтов, инициировав увольнение мэров наиболее проблемных территорий. Но зачистка не помогла – она не устранила ключевую проблему внутренней политики Югры и коснулась далеко не всех её слабых мест. Преемник Комаровой отложил этот вопрос до выборов, после которых он может пойти на непопулярные для местной элиты, но необходимые решения.
ХМАО всегда отличался чрезвычайной сложностью структуры здешних элит. Близость к нефтяным корпорациям способствовала зарождению преступных группировок, методично устанавливавших контроль над местными органами власти. Богатые бюджеты притягивали легальные бизнес-структуры, которые пытались защищать прибыльный рынок, коррумпируя представителей муниципалитетов и окружных структур. Свои правила стремились продвигать нефтяные генералы.
Губернатор округа пыталась взять эти разнонаправленные процессы под свой контроль. Получалось далеко не всегда. Поэтому в вопросах внутренней политики Наталья Комарова обычно полагалась на своих заместителей, которые лишь умножали число конфликтов, так как зачастую могли иметь в них личную заинтересованность. Ярче всего это проявляется в ситуации, сложившейся в Советском районе и Югорске.
В 80-х годах прошлого века в посёлке Комсомольский при профкоме «Тюментрансгаза» появилась секция бокса. В небольшом зале спорткомплекса «Интер», размером 5 на 8 метров, тренировались будущие вершители судеб одних из наиболее богатых городов ХМАО. Среди зачисленных в секцию подростков особенно выделялись трое – Сергей Удинцев, Алексей Харлов и Валерий Хабибуллин. Благодаря их стараниям в 1999 году боксёрский клуб переехал в Югорск, разросся и получил название «Гонг».
Дырявое «Жилище»
Первым пробился на вершины местной власти Сергей Удинцев. В 2006–2016 годах он возглавлял Советский район ХМАО, создав в период своего руководства большие проблемы для окружной власти. В 2017 году застройщики Советского района начали выходить на пикеты перед домом правительства ХМАО. Они не могли добиться выплат по договорам с муниципальным фондом Советского района «Жилище».
«Были вложены колоссальные средства из окружного бюджета в бюджет Советского района на выполнение обязательств по инвестиционным проектам, по обеспечению жильём граждан. И все эти ресурсы, в большом количестве, до потребителей не дошли <...>. Власти Советского района не выполняли обязательства перед бизнесом. Бизнес построил квадратные метры, а власти не заплатили за них, хотя подписывали все...» – заявила тогда на пресс-конференции глава региона.
В феврале 2020 года Сергей Удинцев был осуждён за превышение должностных полномочий, получив три года лишения свободы условно.
Следствие доказало, что в 2012–2015 годах он вынудил одного из подрядчиков заключить фиктивные договоры на выполнение работ по строительству стадиона. ООО перечислило полученные 33 млн рублей на счета фирм-однодневок.
Денег нет, но вы учитесь
Несмотря на уголовное дело, Сергей Удинцев остался авторитетом для другого воспитанника клуба – Алексея Харлова. В одном из недавних интервью тот назвал Удинцева главным меценатом «Гонга», «благодаря которому в городе появился этот храм спорта».
Алексей Харлов долго шёл к посту главы Югорска. Впервые он принял участие в конкурсе на эту должность в 2018 году, и тогда его кандидатура была отклонена. Успехом увенчалась лишь предпринятая спустя четыре года повторная попытка.
Мэр Югорска Алексей Харлов.Фото: официальная страница Алексея Харлова в социальной сети «ВКонтакте»
Харлов, как и его кумир Удинцев, особое внимание в ходе работы уделил строительству. В 2001 году он основал ООО «Югорскспецстрой» (ООО «Спецстрой»). В размещённой на сайте администрации города биографии мэра утверждается, что «компания успешно работает на рынке уже 21 год, возводит объекты не только в Югорске и Югре, но и в Свердловской области и Пермском крае». Однако реальная ситуация выглядит несколько иначе.
Согласно данным сайта госзакупок, за время существования предприятия оно получило госконтракты на сумму более 3,5 млрд рублей. В основном речь шла о социальных объектах – школах, детских садах и больницах. К выполнению многих работ у заказчиков возникали вопросы.
Наиболее серьёзные неудобства руководители ООО «Спецстрой» доставили властям Пермского края.
В 2020 году управление ЖКХ и благоустройства администрации Кунгура заключило с обществом контракт стоимостью 896,7 млн рублей на строительство школы на 825 мест. Работы должны были завершиться в конце 2022 года, но компания не исполнила обязательства. В своих публикациях местные СМИ предполагают, что власти Прикамья внесли её в собственный неформальный чёрный список. Договор был расторгнут, а объект передан другому застройщику. Также ненадлежащим образом были исполнены обязательства по контракту на строительство взрослой поликлиники в Перми, помимо этого, с предприятием был расторгнут договор на возведение школы в городе Чайковском.
Потерпев неудачу в Пермском крае, руководители созданного Харловым предприятия вернулись в Югорск, вероятно, рассчитывая поправить своё финансовое положение. Но на родине их ждали плохие новости. В январе 2024 года арбитражный суд ХМАО ввёл в отношении ООО «Спецстрой» процедуру наблюдения и назначил временного управляющего предприятием. На сегодняшний день против компании открыто 13 исполнительных производств на сумму 7 млн рублей. В числе прочего, по сведениям ФНС, по состоянию на февраль 2024 года организация не выплатило 380 439 рублей налогов.
Итоговая сумма задолженности может оказаться в разы большей. В мае управление капитального строительства Пермского края направило самостоятельный иск на 15,9 млн рублей.
В рассмотрении дела заинтересовано и общество «СОГАЗ», страховавшее предпринимательские риски банкрота. Решением арбитражного суда с него взыскано более 50 млн рублей в пользу кредитора югорской фирмы – АО «Русский Народный Банк». Теперь СОГАЗ вправе потребовать от ООО «Спецстрой» компенсировать понесённые потери.
Где-то пусто, а где-то густо
На фоне Удинцева и Харлова лучше всего идут дела у третьего воспитанника боксёрского клуба «Гонг» – Валерия Хабибуллина. В 2019 году он зарегистрирован в Кемеровской области микропредприятие «ГРА Карбон Майнинг» со среднесписочной численностью работников два человека. В 2022 году дела у юридического лица неожиданно пошли в гору – его выручка выросла в 157 раз и достигла 476 млн рублей. В 2023-м она сократилась в два раза, но всё равно осталась на высоком уровне – 252,4 млн рублей. Связан ли успех Хабибуллина с неудачами его партнёров по рингу – вопрос для отдельного изучения.
Полезные связи
Бывшие боксёры не смогли бы добраться до политических и бизнес-вершин без внешней поддержки. Как сообщала пресса, Сергей Удинцев был протеже предпринимателя Олега Чемезова, прославившегося своей поддержкой окружной оппозиции и участием в многочисленных внутриэлитных конфликтах.
Одной из наиболее полезных связей Алексея Харлова в окружных структурах был бывший первый заместитель губернатора ХМАО Алексей Охлопков. По информации источника «Октагона», они учились в одном классе в югорской школе № 1 (Лицей имени Г. Ф. Атякшева). Дружба не была забыта и в 2020 году, когда Охлопков поддержал выдвижение Харлова на пост главы Югорска.
Бывший первый заместитель губернатора ХМАО Алексей Охлопков.Фото: Сергей Фадеичев/фотохост-агентство ТАСС
Алексей Охлопков, как и его подопечный, в последние годы проявлял особый интерес к строительной отрасли. В 2010 году он возглавил Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд, который инвестировал средства своих клиентов в строительство жилья. В 2012 году НПФ создал «дочку» – ООО «Северные Строительные Технологии». Руководителем последней стал Вачаган Мовсисян, которого югорские СМИ называют другом Охлопкова. Имея стабильную финансовую поддержку в виде пенсионных инвестиций правительственного НПФ, новая компания активно наращивала свою долю на рынке. Сейчас она является одним из ведущих застройщиков в регионе, возводящим не только социальное, но и элитное жилье. Её выручка по итогам 2023 года составила 270 млн рублей.
Югорские медиа периодически задавали неудобные вопросы по поводу деятельности Алексея Охлопкова и Вачагана Мовсисяна, которые раз за разом оставались без ответа. Летом прошлого года они синхронно ушли в отставку.
Проектная нестабильность
Ещё одним чиновником, продвигавшим Алексея Харлова на должность главы Югорска, стал заместитель губернатора по внутренней политике Алексей Шипилов. Последний считается сторонником системы управления, предусматривающей создание на местах управляемых конфликтов. Среди прочего ему приписывали причастность к протестным выступлениям в Нефтеюганске и Нижневартовске. Также он инициировал назначение на пост главы Сургута бывшего заместителя губернатора Андрея Филатова, у которого сложились напряжённые отношения с местными элитами.
Весной этого года положение в наиболее протестных городах ХМАО обострилось. На грани социальных волнений оказался Югорск. После того как Алексей Харлов уволил популярного в городе директора школы № 5 Людмилу Балуеву, жители создали петицию с требованием отменить это решение.
Когда документ подписали 1,8 тысячи человек, скандал вышел на федеральный уровень, и Харлов был вынужден извиниться за предпринятый им шаг.
Насколько искренними были эти заявления, вопрос отдельный. Градоначальник подчеркнул, что решение «было несвоевременным» и что администрация города в этом вопросе «берёт паузу». Это значит, что мэрия может в любой момент нанести новый удар по директору, а протесты – возобновиться.
Ушли в отставку главы Белого Яра, Сургута, Нефтеюганска. Под угрозой находится политическая стабильность в Нижневартовске. В большинстве муниципалитетов Югры сильны бизнес-элиты, заинтересованные в переделе влияния на местах. Вице-губернаторам предстоит решить, помогать ли им в этой борьбе. Новый губернатор Руслан Кухарук будет вынужден некоторое время полагаться на их мнение, пока самостоятельно не погрузится во все тонкости югорской внутренней политики.