Федеральный центр готовится к принятию ожидаемого решения об изменении принципов начисления зарплаты губернаторам. В резко усложнившихся политических и экономических условиях главам регионов приходится разрешать всё более тяжёлые проблемы. Эта работа требует достойной оплаты. Но выбранный Правительством РФ подход к решению этой задачи вызывает большие вопросы.
Правительство РФ опубликовало проект поправок к собственному постановлению от 2018 года «О нормативах формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации». Принятый пять лет назад документ предусматривает, что ежегодно федеральный кабинет министров устанавливает предельно допустимую долю расходов, которые региональные власти могут направлять на финансирование собственных нужд. Эти ограничения касаются только субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из российской казны в течение двух последних лет превышала 10 процентов.
Действующая редакция постановления в числе прочего ограничивает и стимулирующие выплаты губернаторам, внёсшим существенный вклад в достижение наилучших результатов по социально-экономическому развитию своих территорий. Эти выплаты поступают из федерального бюджета и резервного фонда Правительства РФ. Критерием достижения результатов является выполнение многочисленных сформированных Кремлём KPI.
Предложенные поправки выводят стимулирующие выплаты из-под ограничений, закладывая условия для их практически неконтролируемого роста.
Вычислить, насколько конкретно могут увеличиться доходы глав регионов после принятия поправок, практически невозможно – они рассчитываются по сложной схеме.
Зарплата губернатора состоит из единого оклада (в 2022 году он был одинаковым для всех губернаторов и составлял около 70 тыс. рублей), выплат за «особые условия работы» (достигают 100–110 процентов от размера оклада), доплат за работу с секретными документами (70–75 процентов от размера оклада), доплат за выслугу лет или чин, премий в конце календарного года. Федеральные выплаты относятся к наиболее закрытой премиальной части.
Помимо этого, губернаторы имеют право получать доход от продажи имущества, преподавательской и творческой деятельности, а также гонорары за изданные книги.
Наибольший совокупный доход по итогам 2021 года указали глава Московской области Андрей Воробьёв (174 млн рублей), Калининградской области Антон Алиханов (20 млн рублей) и Челябинской области Алексей Текслер (13,5 млн рублей). Замкнули список глава Оренбургской области Денис Паслер (2,9 млн рублей), Иркутской области Игорь Кобзев (2,2 млн рублей) и Республики Дагестан Сергей Меликов (1,9 млн рублей).
По оценкам источников «Октагона», новые правила, касающиеся нормативов содержания органов власти, могут повысить годовые доходы ряда губернаторов на 1–3 млн рублей.
Отследить конкретную цифру в каждом случае будет невозможно – в федеральном бюджете и резервном фонде Правительства они не детализируются. Собеседники издания считают, что нововведение несёт риски для эффективности работы региональной власти.
– Повышение премий поднимет лояльность губернаторов, потерявших возможность отдыхать на зарубежных курортах, пользоваться записанной на родственников недвижимостью и сегодня находящихся под угрозой попадания в санкционные списки. Но в плане внутренней эффективности решение странное. Пропадает сам смысл кремлёвских KPI, ведь теперь главы дотационных регионов будут получать материальное стимулирование по тем же правилам, что и их коллеги из передовых регионов. И у них пропадает стимул показывать повышенный результат и повышать доходную часть бюджетов, – пояснил представитель команды одного из российских губернаторов.
Собеседник предполагает, что главы регионов-доноров попытаются выправить ситуацию за счёт повышения себе региональных доплат и премий, на получение которых они имеют право без разрешения Москвы.