Политическому истеблишменту Соединённых Штатов и их союзников всё труднее выдерживать напор вызовов. Формально всё крутится вокруг «российской агрессии на Украине» и «путинского» повышения цен на энергоносители. На деле речь идёт о переделе мира, сохранении власти и способности удержать население от убийственных для политических систем и экономики массовых протестов. Главные ставки – контроль над конгрессом в США и лидерство в Китае – будут разыграны в ноябре, но за оставшиеся два месяца общий контекст и конкретные расклады вполне могут измениться и ещё больше раскачать каркас глобальной конструкции.
Как это часто бывает в смутные времена, сейчас очень многое ушло в тень или, как говорят в последнее время, под ковёр, из-под которого доносятся то напряжённый шёпот, то вскрики и угрозы. Это взрослые дяди решают серьёзные вопросы. А вокруг суетятся прибалты, поляки, чехи, – в едином порыве атакующие Россию, которая хранит невозмутимое спокойствие, как игрок, уверенный, что время работает на него.
Англосаксы начинают «хоронить своих мертвецов»
Недавно британское издание The Economist неожиданно для многих атаковало «климатическую повестку», с которой до недавнего времени носился Джозеф Байден, и индекс ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление), являющийся символом новой ответственной экономики, продвигаемой Штатами через программу ООН по достижению целей устойчивого развития.
Отцами-основателями этих связанных между собой проектов считаются бывший вице-президент США Альберт Гор, бывший банкир Goldman Sachs Дэвид Блад и экс генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Дело было в 2004 году, а вся затея сводилась к банальной, в сущности, схеме – приватизации доходов и национализации убытков.
Огромные средства пенсионных фондов развитых стран инвестировались в ESG-ответственные бизнесы, где их благополучно распилили, после чего дефициты пенсионных фондов были покрыты из национальных бюджетов, а дефициты бюджетов – за счёт налогов и государственных займов. Аналогичным образом перераспределялись государственные субсидии на зелёную энергетику.
Бывший вице-президент США, активный защитник окружающей среды Альберт Гор.Фото: Эрик Чарльтон/Wikimedia/CC BY 2.0
В свою очередь, квоты на выброс CO2 и сборы за источники выбросов должны были превратиться в регулярные поборы со всей мировой энергетики и других видов экономики в пользу коалиции Who Cares Wins (название обращения Кофи Аннана с призывом к мировым корпорациям включить в свои стратегии принцип ESG).
Общий месседж публикаций сводится к тому, что и так было известно: все эти затеи с зелёной энергетикой, ESG и устойчивым развитием – ложь, коррупция и элементарное воровство. А новое здесь только одно: Великобритания, считающаяся главным союзником Соединённых Штатов, или определённая часть её элит жёстко «наехала» на старшего партнёра. И этот кульбит можно рассматривать как ещё одно подтверждение того, что стремящийся снова утвердиться на мировой арене Лондон активизировал игру против раздираемого противоречиями Вашингтона.
США продолжают погром углеводородного рынка
Санкции против Ирана и России уже вытолкнули часть углеводородного рынка в теневую сферу. Ещё до начала энергетического кризиса Тегеран в обход санкций продавал газ Китаю, который снабжал им соседние государства Юго-Восточной Азии. После антироссийских санкций, принятых в связи с началом специальной военной операции (СВО), тем же путём двинулась Россия. Она перешла на рубли и другие национальные валюты и, вынужденно сократив поставки в Европу, переориентировалась на бурно развивающийся восточный рынок.
Ослеплённой ненавистью к России команде Байдена этого оказалось мало. Не сумев «порвать в клочья» российскую экономику (мечта Барака Обамы), Вашингтон решил сделать то же самое с газовым рынком.
Ожидается, что в октябре будут отключены от SWIFT ещё несколько российских банков и одновременно с этим начнут действовать жёсткие санкции против перевозчиков российского сжиженного природного газа (СПГ) и компаний, которые страхуют подобные операций. Американские стратеги рассчитывают, что эти меры приведут к сжатию российского экспорта и, как следствие, к снижению поступлений в бюджет, падению уровня жизни населения, социальной дестабилизации и далее по списку, вплоть до падения «путинского режима».
Дополнительным «бонусом» станет рост дисбаланса между спросом и предложением на рынке углеводородов, что позволит Штатам поднять цену на свой СПГ.
Итогом таких манёвров может стать окончательный распад газового рынка на два сегмента – «без санкций, но дорого» и «под санкциями, но гораздо дешевле».
Поскольку спрос на энергоносители продолжает расти и все мосты между Москвой и Вашингтоном уже сожжены в ходе СВО, никто и ничто не помешает России продолжить экспорт газа за рубли по гораздо более низким, чем на долларовом рынке, ценам. Эта ситуация может устроить всех, кроме стран Евросоюза, которые де-факто уже остались без российского газа и теперь будут вынуждены платить в несколько раз больше за американский.
Что касается ещё одного направления атак на Россию – украинского кейса, – от него в США устали все. Примерно с середины лета в медийном пространстве наблюдается рост числа публикаций и комментариев с призывами остановить войну, перестать тратить деньги на никому не нужную Украину и её вороватых лидеров. Об этом говорят политологи, журналисты, политики и особенно много – разбирающиеся в военных реалиях отставные генералы.
Пентагон вступает в политическую игру
На минувшей неделе, комментируя ситуацию вокруг Запорожской АЭС, представитель Пентагона заявил, что обстрелы этого ядерного объекта вполне могут вести украинские военные. Такая постановка вопроса резко контрастирует с привычной реакцией Штатов на преступления, совершаемые в ходе СВО. В них всегда обвиняли Россию, которая – применительно к этому случаю – якобы сама атакует контролируемую ею ЗАЭС.
По мнению некоторых российских экспертов, столь неожиданная смена акцентов не может быть случайной и адресатом этого сигнала является не Москва, а руководство Демократической партии, которая сегодня контролирует и законодательную, и исполнительную власть в США. Судя по циркулирующим в Киеве слухам, американский генералитет крайне недоволен украинскими военными, деятельность которых определяют находящийся под присмотром британских спецслужб президент Владимир Зеленский и его правая рука – руководитель офиса президента Андрей Ермак.
Президент Украины Владимир Зеленский и глава офиса президента Андрей Ермак (справа налево) во время общения по видеосвязи с экс-президентом США Биллом Клинтоном (на мониторе) в Ситуационной комнате.Фото: Ukrainian Presidential Press Off/Planet Pix via ZUMA Press Wire/ТАСС
В этом контексте заявление Пентагона по поводу ЗАЭС выглядит как предупреждение о том, что американские военные располагают весомыми доказательствами неэффективности Зеленского и Ермака и в любой момент могут предать их огласке, нанеся таким образом удар по команде Байдена и всей Демократической партии накануне судьбоносных, как считает американский истеблишмент, выборов в сенат и конгресс.
Иначе говоря, после таких разоблачений сохранить большинство в законодательной власти демократы не смогут, а доминирование там республиканцев с большой вероятностью повлечёт за собой возбуждение дела об импичменте Байдена или, если удастся договориться, его досрочную отставку по состоянию здоровья. И, как следствие, корректировку позиции Вашингтона по украинскому вопросу.
Европа пошла вразнос
В условиях углубляющегося энергетического кризиса Соединённые Штаты ждут от европейских стран более жёстких мер в отношении России, а поскольку в ЕС больше говорят, чем делают, из-за океана начали предъявлять дополнительные аргументы. Среди них доклад известного своими либертарианскими взглядами Института Катона (США). Резко раскритиковав политику Евросоюза и входящих в него стран, авторы документа потребовали от Вашингтона «перестать кормить Брюссель».
На этом безрадостном фоне на первое место вышла ещё одна проблема Европы – несостоятельность лидеров её ведущих государств. В начале июля этого года ушёл в отставку премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, через две недели его примеру последовал глава правительства Италии Марио Драги, шатается кресло под канцлером Германии Олафом Шольцем, про которого всё чаще говорят, что он «не жилец».
Более-менее устойчиво чувствует себя переназначенная в июле (после парламентских выборов) глава французского правительства Элизабет Борн, но она не является политической фигурой. Франция, в отличие от Великобритании, Италии и Германии, – президентская республика, и там спрашивать будут с Эммануэля Макрона, переизбранного на второй срок в апреле этого года.
7 июля 2022 года. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон после обращения к нации возле резиденции на Даунинг-стрит, 10.Фото: Frank Augstein/AP/TASS
Вопрос о назначении нового премьера Великобритании должен решиться 5 сентября, и, если им станет министр иностранных дел Лиз Трасс, страна, как полагают эксперты, столкнётся с агрессивными протестами, которые и ранее не выглядели вегетарианскими. И дело тут не только в том, что, являясь ставленником той части британского истеблишмента, которая настроена на «борьбу с Россией до её окончательного разгрома на Украине», она, похоже, вообще не думает о цене, которую придётся заплатить за такую политику гражданам Великобритании. Главная проблема Трасс, как заметил один политолог, в том, что она «феерическая дура», то есть будет постоянно совершать ошибки, будоражащие общество.
Другими очагами осенних протестов, напрямую связанных с ростом цен на электроэнергию, станут Франция с её «жёлтыми жилетами» и Германия, граждане которой продемонстрировали свои бойцовские качества в ходе борьбы с коронавирусными ограничениями. За ними подтянутся нидерландцы, испанцы и прочие греки.
Что касается Италии, там 25 сентября должны пройти досрочные парламентские выборы. Победу на них, судя по опросам, одержит правый блок (55 процентов), возглавляемый лидером партии «Братья Италии» Джорджей Мелони. То есть круг замкнулся: после пятимесячного премьерства либерала Драги правительство Италии может снова возглавить правый политик – «женщина, мать, итальянка и христианка», как сказала о себе сама Мелони.
Главным претендентом на пост премьера Италии впервые стала женщина
45-летнюю Джорджу Мелони в западной прессе называют «крайне правой», а то и «фашисткой». Сама она позиционирует себя как главу консерваторов и категорически отвергает обвинения в фашизме. Так или иначе, возглавляемая ею партия «Братья Италии» стремительно набирает очки в предвыборной гонке и, судя по результатам опросов, станет одним из лидеров в составе коалиции правых на выборах 25 сентября.
Перейти к материалуВ сухом остатке получается, что энергетический кризис, ставший следствием политики Брюсселя, растущее давление со стороны США и агрессивное насаждение новых ценностей, прежде всего ЛГБТ+, загнали Европу в ловушку, из которой есть только два выхода – «правый поворот» или радикализация протеста с его неочевидными продолжениями.
Ближний Восток на грани взрыва
Попытки Вашингтона реанимировать сделку с Тегераном могут существенно изменить ситуацию на нефтяном и газовом рынках. Снятие санкций с Ирана (в обмен на контроль над ядерными проектами) позволит ему нарастить экспорт углеводородов, что приведёт к снижению цен. Такая перспектива не устраивает страны ОПЕК и в первую очередь Саудовскую Аравию, которая в марте этого года отказалась выполнить просьбу президента Байдена о наращивании добычи нефти.
Одновременно с этим поставки иранского газа в Европу снизят её зависимость от России. Китай, который связан с Ираном договором о всестороннем сотрудничестве (инвестиции в обмен на углеводороды), заключённым в марте 2021 года, скорее всего, не будет противиться возобновлению сделки, хотя его интересы здесь неочевидны. С одной стороны, он является покупателем углеводородов и, значит, заинтересован в снижении цен, с другой – Пекин сегодня получает неплохие доходы от перепродажи российских и иранских углеводородов соседним странам, Европе и тем же Штатам, а размер маржи напрямую зависит от уровня цен.
Саудовская Аравия в марте этого года отказалась выполнить просьбу президента Байдена о наращивании добычи нефти.Фото: Evan Vucci/AP/TASS
При этом Турция ввела войска в северную часть Сирии, а в Ираке начались волнения шиитов, спровоцированные заявлением их лидера Муктады ас-Садра об уходе из политики из-за отказа руководства Ирака провести досрочные парламентские выборы и создать широкую коалицию шиитских сил в правительстве. Обострение противостояния шиитов и суннитов в условиях большой игры на рынке углеводородов и спровоцированное переговорами по сделке напряжение внутри иранских элит создают взрывоопасный коктейль, дестабилизирующий обстановку в регионе.
В эту воронку втягиваются и другие игроки. Суннитские монархии Персидского залива недовольны предстоящим возвращением на легальный рынок иранских углеводородов не только потому, что это ударит по их ценовой политике, но и из-за того, что Иран поддерживает шиитов в Сирии и Йемене. Израиль обеспокоен перспективой возобновления ядерных проектов Тегерана. Какие меры предпринимают или собираются предпринять Саудовская Аравия и её партнёры по ОПЕК, пока неизвестно, а Израиль, как следует из сообщений со ссылками на закрытые источники, уже готовит теракты на территории Ирана и усиливает авиацию для массированного удара по его ядерным объектам.
Всё решится в ноябре. Или не решится
Моментом истины, который определит расстановку основных игроков, должна стать первая половина ноября, в течение которой в США пройдут выборы в конгресс и сенат (8 ноября), в Китае – очередной пленум Компартии (9 ноября) и ХХ съезд партии (16 октября), а в Индонезии – саммит G20 (15–16 ноября). При этом все понимают, что победа республиканцев в Штатах и Си Цзиньпина в Китае качнёт мир в одну сторону, а их одновременное поражение – в другую.
Кроме того, возможны комбинированные варианты. Сохранение демократами контроля над американским парламентом и переизбрание Си Цзиньпина – это фиксация статус-кво, что может взорваться гражданской войной в США, тлеющей с президентских выборов 2020 года, или социальными протестами в уставшем от ковидных ограничений Китае. Ещё более неопределёнными последствиями чреват противоположный сценарий – победа республиканцев и замена Си Цзиньпина на премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна или какого-то другого представителя комсомольского клана, тесно связанного с американскими демократами.
Китайские элиты готовятся к решающей схватке за будущее КНР
Причиной непоследовательного поведения КНР в отношении России является не злокозненность Пекина, а противостояние китайских кланов на фоне подготовки к XX съезду Коммунистической партии Китая, на котором должно быть одобрено или отвергнуто решение Си Цзиньпина отказаться от привычной схемы передачи власти и сохранить за собой пост генсека КПК и лидера страны.
Перейти к материалуНа фоне подготовки к этим главным событиям политического сезона некоторые англоязычные СМИ сообщили, что на полях саммита G20 запланирована личная встреча Джозефа Байдена и Си Цзиньпина. Более того, распространяются слухи о подготовке некоего крупного соглашения между Америкой и Китаем, которое определит новую архитектуру мироустройства и отношения двух стран с Россией.
Поскольку такой поворот событий не исключён, вбросы об американо-китайском соглашении и новом мироустройстве, их можно принять к сведению как информацию к размышлению.
Сегодня многие политологи, отмечая подозрительно спокойное поведение руководства России, объясняют его ожиданием переизбрания Си Цзиньпина и победы республиканцев в США. Многое, однако, зависит от того, выдержит ли этот лежащий на поверхности сценарий столкновение с реализмом действительной жизни. Но в любом случае, независимо от того, как будут решаться конкретные проблемы, можно быть уверенными, что скучно этой осенью не будет.