В России завершились первые после начала СВО федеральные выборы. Помимо основного результата – избрания главы государства, – их итоги показали господствующие в обществе настроения. А они существенно изменились. От былой аполитичности не осталось и следа. Большинство избирателей пришли к урнам для голосования со сформированной личной позицией. Готова ли власть работать с созданным собственными руками трендом?
Фамилия победителя ни у кого не вызывала сомнений с первого дня кампании. Действующий президент Владимир Путин после обработки 99 процентов протоколов получает поддержку 87,33 процента избирателей. Этот показатель на 5–7 процентов превысил сделанные социологами предварительные прогнозы.
Второе место занимает Николай Харитонов (КПРФ), его поддержали 4,31 процента избирателей. Как ранее сообщал «Октагон», сохранение за коммунистами второй позиции даёт им административное преимущество в ходе подготовки к намеченным на 2026 год выборам в Госдуму и повышает шансы консервации действующей в России партийной системы.
Владислав Даванков получил 3,79 процента голосов. Однако в Москве и других крупных мегаполисах он уверенно занял второе место. Выдвинувшая его партия «Новые люди» сможет использовать это достижение уже предстоящей осенью – на выборах в Мосгордуму. Последнее место Леонида Слуцкого (3,19 процента голосов) делает более реалистичными прогнозы об усилении внутреннего конфликта в ЛДПР и о её возможном расколе.
Второе место станет победным
Несмотря на предсказуемость президентских выборов и предопределённость их победителя, на них сохраняется одна немаловажная интрига.
Перейти к материалуЯвка на выборах в целом по стране побила все исторические рекорды, составив более 74 процентов. Как сообщили «Октагону» принимавшие участие в кампании политтехнологи, именно этот показатель стал ключевым KPI для оценки эффективности деятельности губернаторов. В тридцати регионах к решению этого вопроса подошли со старыми лекалами, организовав проведение предвыборных лотерей, викторин и других подобных акций. В призовой фонд вошли в общей сложности 68 квартир и 182 автомобиля.
Однако ставка на азарт и меркантильность сработала далеко не везде. Например, в объявивших розыгрыши Новосибирской области, Хабаровском крае и некоторых других субъектах РФ явка осталась на уровне 2018 года – чуть более 60 процентов. В Башкирии явка подскочила на 11 процентов (до 82 процентов), В Красноярском крае – на 17 (до 77 процентов). Но вопрос, сыграло ли в столь значительном росте желание выиграть призы, оказался спорным.
Действующий президент Владимир Путин после обработки 99 процентов протоколов получает поддержку 87,33 процента избирателей.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Как сообщили «Октагону» близкие к организаторам кампании в регионах источники, в большинстве случаев избиратели шли на выборы именно для того, чтобы выразить личное мнение. И ради этого выстаивали длинные очереди.
– Долгий период политической апатии завершился. Появился запрос на личную политическую позицию. Это одновременно и хорошо, и опасно для государства. Для работы с политической позицией не годится административный ресурс, её нужно постоянно поддерживать другими, более тонкими методами, – говорит один из администраторов.
Наиболее политически мотивированными оказались сотрудники встроенных в цепочку ОПК промышленных предприятий. Особенно активно на них действовали представители организованного ОНФ проекта «Команда Путина». По сделанным в разговоре с «Октагоном» представителями заводов оценкам, проведённая ими мобилизация в лучшем случае повысила явку на 4–5 процентов по сравнению с той, что была бы зафиксирована без административного вмешательства.
– Впервые за долгое время политика для рабочих стала реальностью, отразившейся на жизни их семей. Политика увеличила их доходы, что отразилось на текущих взглядах рабочих и будет формировать их в дальнейшем, – говорит собеседник «Октагона».
Кардинальный перелом произошёл в рядах российской диаспоры за рубежом. Ранее её представители в своём большинстве сторонились политики и участия в выборах. Но в это воскресение они выстраивались в длинные очереди у здания посольств и часами ожидали возможности проголосовать. Корреспонденту «Октагона» удалось побеседовать с избирателями в одной из стран ближнего зарубежья. Они заявили, что пришли по собственной инициативе, а не ради поддержки объявленной оппозицией протестной акции.
Италия. Милан. Люди у здания посольства РФ, где проходит голосование на выборах президента России.Фото: Marco Ottico/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС
Социолог, директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин считает, что со снижением уровня аполитичности избирателей связано ещё одно из ключевых отличий завершившейся кампании от предыдущих: в ходе неё практически не применялись политтехнологии.
– При работе с избирателями ставка делалась не на фамилию кандидата, а на то, чтобы люди приняли участие в голосовании. Они приходили на выборы со своей личной позицией.
Эксперт подчёркивает, что уровень аполитичности начал падать после начала СВО. И со временем у большинства населения сформировалась позиция по отношению к событиям на Украине и в России.
Как проявит себя этот тренд в дальнейшем, прогнозировать пока рано. Собеседники «Октагона» считают, что без поддержки со стороны государства он может сойти на нет, а при активном противодействии трансформироваться в неожиданные для власти формы. Поэтому с новой политической реальностью власти ещё предстоит научиться эффективно работать. Тем более что эту реальность власть создала собственноручно. Как будет строиться эта работа, покажут ожидающиеся в ближайшее время кадровые перестановки на федеральном уровне.