Единые три дня голосования, которые проходят в конце первой сентябрьской недели во множестве российских регионов, ярче всего свидетельствуют о том, что в стране всё-таки больше мирное время, чем военное. В былую эпоху больших испытаний не проводились вообще никакие выборы, на них был наложен мораторий, который с 1941 года продлевался Президиумом Верховного Совета СССР каждый год, как теперь регулярно продлевается закрытие ряда отечественных аэропортов в областных центрах западной, центральной и южной части державы. Соответственно продлевались и полномочия всех избранных до Великой Отечественной войны органов законодательной власти как федерального, так и нижестоящего уровней, включая республиканские, областные и местные советы.
Первые послевоенные выборы в государстве, которое предшествовало нынешней России, состоялись только в феврале 1946 года, то есть уже по прошествии значительного времени и после победы, и тем более после освобождения всех ранее временно оккупированных врагом советских территорий.
Конечно, тогдашнее руководство исходило из того, что когда страна воюет, то ни народу, ни власти не до выборов. Тем более что тогда война шла по сложному сценарию, и под сапогом оккупанта оказалось множество городов и населённых пунктов. В ту пору держава по своим размерам была ещё больше нынешней, и теоретически в тех удалённых от фронта регионах, куда не дотянулись штыки захватчиков и куда не долетали их бомбардировщики, можно было провести локальные выборы. Но страна и так демонстрировала единство, голосуя за нерушимый блок коммунистов и беспартийных очередями в военкоматы и ударным трудом в тылу.
Сегодня, как и восемьдесят с лишним лет назад, неприятель тоже захватил и пока ещё удерживает часть российской территории в Курской области. Но выборы назло надменному и коварному соседу проводятся и в этом объятом пламенем сражений регионе. По сообщению областного избиркома, треть курян проголосовала досрочно, показывая тем самым, что местный избиратель не сломлен нежданными испытаниями и выпавшими на его долю тяготами, а верит в лучшее и готов отдать за него голос.
Оказавшийся по ту сторону линию фронта курский райцентр Суджа и другие посёлки и сёла тоже голосуют, хотя и не по месту жительства, а в условиях эвакуации.
Безусловно, переживающим военную драму людям есть что сказать и даже о чём закричать, но противоречивые эмоции в период ЕДГ трансформируются в то упрямство особого рода, которым всегда отличался национальный характер.
Куряне, как и жители других приграничных регионов, голосуют сейчас за то, чтобы противник поскорее покинул их родные земли, чтоб не страшно было выйти во двор, не опасаясь внезапных обстрелов и прилётов, и чтоб вернулась прежняя спокойная и мирная жизнь.
В советское время выборы считались всенародным праздником, на который шли семьями и в приподнятом настроении. В последние десятилетия выборы в России стали правом и обязанностью граждан, но праздничности в этих мероприятиях на избирательных участках поубавилось. Тем более что повсеместно распространившееся электронное голосование и вовсе предполагает участие в электоральной процедуре без отрыва от домашнего дивана. Удалённое голосование, конечно, является приметой нового времени и далеко шагнувших вперёд высоких технологий, которым позавидовали бы предки. Но вместе с тем оно как будто специально придумано на тот случай, когда ситуация не способствует персональной явке на избирательный участок либо вследствие разгулявшейся пандемии, либо по другим непростым причинам.
Сегодня страна переживает сложный период, который одни по привычке называют противостоянием с внешними вражескими силами, а другие именуют его более привычно, просто и коротко. Российские руководители и высокопоставленные лица тоже всё чаще используют для обозначения происходящего то суровое слово из пяти букв, которое страна не произносила уже много десятилетий подряд.
Вместе с тем власть неустанно демонстрирует, что у державы хватает сил и ресурсов одновременно добиваться и целей СВО, и выполнять планы мирного развития.
Большинство отечественных территорий живёт по мирным законам и правилам и спокойно спит по ночам, не вглядываясь с тревогой в тёмное небо. Поэтому и выборы в России никто не отменял и не переносил, как в те грозовые времена, когда экзистенциальная угроза сгущалась, а ядерного оружия на экстренный случай у государства ещё не было.
Сегодня, как сказал бы поэт Владимир Маяковский, нашим знаменем, силой и оружием является консолидация, которая каждый год подтверждается высокими результатами выборов. Отступи сейчас от выборного графика – и сразу перестанет хватать чего-то такого привычного и монолитного, что служит опорой и придаёт уверенности в том, что завтрашний день будет лучше нынешнего, а все тяготы и волнения временны и завершатся возвращением к привычным ритмам жизни.