Американский гамбит

Американский гамбит

Политика 15 февраля 2025 Роман Черёмухин

Будущие переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа, а также их значение для всего мира стали темой номер один. Строят прогнозы, ищут сигналы, включают фантазию сейчас все, кто хотя бы один раз смотрел новости за прошедшие сутки. Одни пытаюсь свести все к двум пошлым терминам – «сделка» и «договорняк», другие заявляют о новой Ялте. Мир стоит на пороге глобальных перемен, а в проигравших могут оказаться те, кто ещё вчера считал себя вершителем судеб и с наслаждением «одёргивал» Россию во всех её инициативах.

Увертюра

Говорить о своём намерении уладить конфликт на Украине Трамп начал ещё в ходе своей предвыборной кампании. Как правило, кандидаты на высший пост США основной акцент в этот период делают на внутренние проблемы страны, однако Трамп отклонился от правил и стал посылать внешние сигналы загодя. После инаугурации тема переговоров с Россией стала для него главной и постоянной, а пошлины, Гренландия, новые географические наименования и Сектор Газа стали информационным фоном.

Понятно, что за всеми этими заявлениями стояла работа команды, которая уже тогда начала готовить почву для будущих контактов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что произошёл обмен, состоялся полуторачасовой разговор и названа Саудовская Аравия.

Но особенно важно, как подробно сам Трамп рассказывает об этом контакте, отдельно отмечая, что это обсуждение именно двух держав, а не тех, кто видит в этом сделку и хотел поучаствовать, чтобы получить свой кусок пирога.

В темпе вальса

Поражает быстрый темп, в котором, судя по новостным лентам, начата подготовка к встрече на высшем уровне. Впечатление, что Трамп, не вписавшись в обещанные 24 часа, не оставляет цели завершить украинский конфликт как можно скорее.

Не стоит думать, что это связано с желанием как можно быстрее помочь Киеву и начать выселение украинских беженцев из США или с попыткой показать свою силу перед Москвой. Скорее, мы имеем дело с показательным соревнованием, когда необходимо продемонстрировать демократам, как решают вопросы сильные лидеры, а Европе (на будущее) – как должны вести себя те, кто претендует на звание хозяев. Ведь в европейском доме пока продолжают говорить о демократических ценностях и предоставлять площади для проведения маршей обиженной оппозиции, забывая о прекрасном искусстве диалога.

Мировая симфония

Было бы наивным думать, что со столь продуманным подходом готовится обсуждение будущего одной из европейских стран. Как бы комментаторы не пытались сместить акцент на то, что речь идёт о завершении украинского кризиса, очевидно, что темой будущих переговоров и всех разговоров им предшествующих будет меняющийся миропорядок и новые правила игры, которые требуют чистого взгляда и отрыва от закостеневших правил.

Трамп понял это и сделал первый шаг в сторону России. И вовсе не ради Украины: дипломатический процесс запущен с прицелом на будущее, которое Трамп готов и намерен строить в партнёрстве с Россией, не дожидаясь момента, когда «дозреет» Европа.

Не фокусируясь на будущем Украины, уже можно говорить, что выстраивание на новых уровнях отношений между Москвой и Вашингтоном ведёт к значительным изменениям в мировой политике.

Европа должна наконец повзрослеть и научиться решать вопросы самостоятельно, а не действовать по принципу «мы тут пошалим, а старшие потом всё исправят». Игры с расширением НАТО или наматывание на российскую экономику очередных санкционных пакетов должны стать процессом в обе стороны, когда каждый даёт себе отчёт в том, сколько он заплатит за очередной шаг. Трамп – человек бизнеса, поэтому идти на поводу у слабых и неуверенных не согласен. Иными словами, если Европа хочет быть сильной и самостоятельной, то пусть сама оплачивает этот «банкет».

Точно также обстоят дела и с Украиной. Кивать дальше в сторону Вашингтона теперь не получится: новый американский президент уже дал понять, что не намерен подыгрывать Брюсселю в его подковёрной возне. И разговоры о будущем Гренландии в этой связи сразу перестают быть поводом для мемов.

Интересно будет наблюдать и за тем, как прямой маршрут Москва – Вашингтон поменяет расстановку сил и на Дальнем Востоке.

Дружба с Китаем в настоящий момент вызывает всё больше вопросов. Яркий пример – китайские машины, которые активно захватывают наш рынок, и шутят про них уже даже больше, чем когда-то про «запорожец». И если в том случае это был безобидный юмор, то сейчас речь идёт о фактически гниющих «новинках», которые не справляются со своими задачами. Не менее чувствительным остаётся и рынок ширпотреба, который забит недорогим китайским недорогим и не всегда качественным товаром. Понятно, что Пекин хочет оставаться самостоятельным игроком и вести свои переговоры и с Москвой, и с Вашингтоном. А тут к постоянно обновляющимся пошлинам на китайские товары добавляется перспектива оказаться за периметром переговоров России и США.

Таким образом, надо признать, что независимо от того, чем закончатся переговоры по Украине, мы стоит на пороге нового мира, когда сильная и уверенная позиция лидера страны (а сейчас мы говорим о державах) влияет на весь расклад. Мир устал от «разнообразия, равенства и инклюзивности» и хочет, чтобы на смену нерешительным и задумчивым политикам пришли готовые брать на себя ответственность и видящие перспективу. Именно поэтому во всех высоких кабинетах по всему миру так внимательно изучают каждую новость, касающуюся грядущих переговоров.

Автор: член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема».