Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев в срочном порядке перестраивает работу собственной партии. Теперь деятельность удачливого новичка на политическом поле строится по бизнес-модели. По данным источников «Октагона» в Администрации президента, Нечаев намерен сократить инвестирование в партию и перевести её на «самообеспечение», поставив при этом задачу написать новую собственную идеологию. Политадминистраторы с изрядной долей скепсиса относятся к идее Нечаева, списывая это скорее на возросшие амбиции партийного лидера. Однако опрошенные изданием эксперты уверены: «Новые люди» пытаются стать флагманом на изрядно выжженном либеральном политическом поле.
Руководство «Новых людей» озаботилось написанием идеологического документа, сообщили источники издания.
– Идея собственной идеологии для партии сейчас активно обсуждается внутри «Новых людей». Очевидно, что это связано с двумя факторами: во-первых, с нежеланием Нечаева больше активно вкладываться в партстроительство, во-вторых, со стремительным ростом амбиций – судя по всему, успех на выборах в Госдуму окрылил бизнесмена. Однако вместо того чтобы укреплять партию аппаратно и ресурсно, Нечаев решил «подтаскивать» идеологию. Для столь малой партии это выглядит несколько странно – по Сеньке ли шапка? – отмечает собеседник «Октагона».
В преддверии думских выборов «Новые люди» анонсировали собственную программу. В частности, они предлагали «коренные изменения во всех сферах», указывая на выборность и конкурентность в политике, повышение доходов людей и развитие предпринимательства – в экономике, свободу слова и собраний – в общественной жизни.
Теперь партии, похоже, потребовались новые высоты. Однако только ли амбиции партлидера стали причиной такого замаха?
Эволюция или атавизм?
Нынешняя программа «Новых людей» умещается на 34 страницах. Некоторые критиковали дебютантов отечественной политики за «избыточный популизм». Например, партийцы предлагают «внедрить выборность и конкурентность на всех уровнях», «освободить предпринимателей от ограничений», «вернуть полицию и спецслужбы к их главной задаче – защите граждан», «перейти от медицины, обслуживающей интересы фармацевтических корпораций, к реальному здравоохранению» и так далее.
Автором новой партийной стратегии называют политтехнолога Илью Гращенкова. Он косвенно подтвердил разработку документа, однако отказался раскрыть «Октагону» подробности.
«Все партии в той или иной степени занимаются вопросами идеологии. Сейчас прошли выборы, “Новые люди” оказались в Госдуме, конечно, кое-какие концепции требуют пересмотра, углубления, отхода от избирательной кампании в сторону уже реальной парламентской силы».
Илья Гращенков
политтехнолог
– Сейчас партия, безусловно, ищет новые идеи, смыслы, как и многие другие политические силы. Но говорить об этом преждевременно. Вы же вряд ли напишете в Apple инженерам – дескать, вы там новый iPhone разрабатываете, я понимаю, что это секрет, но расскажите, что там и как, – сказал политтехнолог.
По мнению директора Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерии Касамары, принятие идеологического программного документа может помочь партии решить несколько задач. Без яркой, отличающейся от других идеологии «Новые люди» могут перестать восприниматься как новые и смешаться с другими партиями, доверие к которым, как известно, занимает одно из самых низких мест среди общественных институтов, говорит она.
– Во-вторых, «Новым людям» важно пройти трансформацию восприятия от проекта к партии. Здесь важную роль играет чёткая приверженность идеологическим ориентирам, заявленным партией. В этой связи принятие документа можно воспринимать как эволюционный шаг, – отметила в разговоре с «Октагоном» Касамара.
Партия «Новые люди» была образована 1 марта 2020 года.Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости
С другой стороны, признала она, часть электората «Новых людей» идеологическую программу может в принципе воспринять как атавизм. На фоне идеологического сближения партий, когда работают ценности, а не идеология как таковая, на первый план выходит программа действий партии, и самое главное, как именно партия планирует её реализовывать. Здесь важно не уподобляться партиям-долгожителям, считает Касамара.
Борьба за знамя
Подобный партийный ход вполне может быть связан с грядущими процессами консолидации на либеральном фланге российской политики. По мнению политолога Дмитрия Солонникова, здесь нет гарантированного фаворита, и идёт конкурентная борьба за право встать у руля объединительных тенденций.
– Очевидно, что «Новые люди» и их лидер Алексей Нечаев имеют все основания бороться за данное знамя в своих руках. Они единственные либералы в сегодняшнем парламенте. Нечаев – одна из самых медийных фигур данного идеологического направления. Сегодня он выглядит актуальнее, чем Явлинский, Рыбаков, Гозман или Надеждин, – поделился своим мнением собеседник издания.
Политолог также отметил, что здоровую либеральную идеологию в стране готовы были бы поддержать, по разным оценкам, от 10 до 20 процентов населения. Солонников уверен, что Нечаеву необходимо не только продемонстрировать политтехнологические успехи по проведению списка депутатов в Госдуму и ряд законодательных органов власти в регионах, но и дать идеологическую основу объединения.
«Ему надо нарисовать картинку “будущего, в котором хочется жить”, основанную на либеральной модели видения мира. Если получится, это будет сильный ход и серьёзная заявка на будущее лидерство».
Дмитрий Солонников
политолог
Впрочем, директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад» Екатерина Колесникова утверждает: в нашей стране «нет идеологии». У «Новых людей» есть программа, и она была востребована у части избирателей, что доказывают результаты выборов не только в Госдуму, но и в региональные парламенты 2020 года, говорит она.
Собеседница предположила, что речь может идти о внутрипартийной реформе для того, чтобы привлечь в партию не столько «молодую кровь», сколько новых спонсоров, которые хотят в политику, но не видят себя в рядах прочих четырёх парламентских партий.
– Как и в случае с укрупнением любой другой партии, очень быстро встанет вопрос об амбициях лидера. Готов ли будет Нечаев поделиться своими полномочиями, или же ему нужны только денежные средства? – рассуждает Колесникова.
Пока в истории новейшей российской политической системы нет примеров эффективно работающих коалиций, зато склок из-за денег и делёжки портфелей – сколько угодно.