Новости
19 сентября 2020, 09:02 Александр Колесников

В регионах ищут социологов для наблюдения за коррупцией властей

С начала года в регионах страны идут масштабные социологические исследования об уровне коррупции и эффективности применяемых властями мер против неформальных платежей. Руководство субъектов хочет определить размер и специфику взяточничества на основе оценок местных жителей и представителей бизнес-сообщества. Респондентов спрашивают, как чиновники борются с такими преступлениями.

В июле 1 млн рублей социологам передало правительство Кузбасса. Руководство Кемеровской области намерено определить путь распространения бытовой коррупции, которая возникает между гражданами и представителями органов власти, и деловой коррупции, которая вырастает в отношениях госслужащих и предпринимателей. Администрация главы Чувашской республики выделит 979 тыс. рублей на изучение общественного мнения, власти Коми – 960 тыс. рублей, Сахалинской области – 700 тыс., Краснодарского края – 665 тыс. рублей.

Наибольшие траты среди субъектов РФ на оценку уровня взяточничества – у министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области (4,6 млн рублей). В ведомстве фокусируются не только на масштабах неформальных платежей в деловой среде и в быту, но и включают в мониторинги опросы госслужащих.

Как правило, «антикоррупционные» исследования занимают несколько месяцев. Их программа строится по профильной методике, утверждённой Правительством России весной 2019 года. Из этих данных чиновники планируют составить рейтинг административно-территориальных единиц региона в зависимости от масштаба экономических преступлений.

Для оценки уровня взяток в быту социологи готовят опросные анкеты, получая данные с помощью индивидуальных формализованных интервью. Это 40–70 открытых и закрытых вопросов. Для изучения мнения предпринимателей используют официальный сайт губернатора и правительства региона. Респондентов просят указать, что делают власти для противодействия взяточничеству: всё возможное, много, мало или вообще ничего.

Объёмы выделяемых средств на социологов зависят от нагрузки на интервьюеров и трудности собора информации. Наименьшее количество средств на мониторинг взяточничества оказалось у аппарата администрации Смоленской области – всего 125 тыс. рублей. Тендер на оказание данных услуг в Свердловской области и вовсе был приостановлен по жалобе.

Расходы на исследования состояния взяточничества и эффективности реализации антикоррупционной политики в Хакасии в 2020 году составили 257 тыс. рублей. Администрация главы Карелии потратила на эти цели 200 тыс. рублей, столько же заплатили интервьюерам в Липецкой области. Власти Иркутской области выделили на исследования 240 тыс. рублей, Челябинской – 250 тыс., Чукотского автономного округа – 272 тыс. рублей. Правительство Магаданской области потратило на социологов 313 тыс. рублей, Орловской – 367 тыс., в Ивановской – 437 тыс., Удмуртии – 598 тыс. рублей.

Мониторинги о размерах неформальных платежей заказывают города. В мае власти Ростова-на-Дону разместили заявку на сайте госзакупок по обобщению исследований о состоянии взяточничества в городе, выложив за это 150 тыс. рублей. Социологи должны опросить не менее 800 ростовчан и организовать контент-анализ местных СМИ по этой тематике. Подобные траты будут и у администрации Новочеркасска (Ростовская область) – 35 тысяч рублей.

В Сургуте также пройдут мониторинги о выплатах вознаграждений должностным лицам. Власти потратят 150 тыс. рублей на исследование «уровня коррупции в городе Сургуте в общественном мнении сургутян». В Севастополе на интервьюеров выделят 109 тыс. рублей.

Местным чиновникам нужны специалисты по проведению «оценки уровня бытовой коррупции в субъекте».