Новости
31 марта 2022, 10:44 Игорь Лесовских

Региональные власти займутся очисткой рудников в Дегтярске

Дегтярское рудоуправление закрылось ещё в 1995 году, после чего шахты были затоплены.Дегтярское рудоуправление закрылось ещё в 1995 году, после чего шахты были затоплены.Фото: Art Коновалов/Фотобанк «Лори»

В Свердловской области до конца 2023 года региональное минприроды должно решить вопрос с нейтрализацией шахтных вод из заброшенных шахт Дегтярского рудоуправления. Такое решение приняла апелляционная инстанция Свердловского облсуда.

Поводом для разбирательства послужил иск Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры, которая выявила неэффективное очищение шахтных вод. Дело в том, что рудоуправление закрылось ещё в 1995 году, после чего шахты были затоплены. При этом загрязнённые воды через пруд-отстойник попадают в главное питьевое водохранилище Екатеринбурга – Волчихинское водохранилище. Как оказалось, срок службы пруда-отстойника (Ельчевское водохранилище) заканчивается, а работа по нейтрализации шахтных вод ведётся неэффективно – там зафиксировано превышение цинка, меди, марганца, железа, никеля, мышьяка, ванадия, свинца, кадмия и нефтепродуктов.

Чтобы решить проблему, неработающие шахты Дегтярского медного рудника необходимо внести в госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Тогда ответственность за его очистку ляжет на министерство природных ресурсов и экологии региона, а также на мэрию Дегтярска.

Ответчики и привлечённые ими эксперты из департамента по недропользованию УрФО в ходе судебных слушаний просили полностью отказать прокурорам – по их мнению, шахты ликвидировать нельзя. Дело в том, что эти объекты находятся на государственном балансе в нераспределенном фонде недр запасов металлов (меди, цинка, золота, серебра). Ликвидировать их нерационально, так как ликвидация предполагает списание запасов месторождения с государственного баланса. Кроме того, ответчики заявляли, что решать проблему шахт должны федеральные, а не региональные власти.

В итоге суды первой и второй инстанции встали на сторону природоохранных прокуроров. И потребовали включить объекты рудника в госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде.