Новости
07 мая 2020, 12:10 Евгений Берсенёв

ЧВК Вагнера испытывает финансовые сложности на фоне сообщений о наращивании группировки

Дипломаты ООН со ссылкой на доклад экспертов сообщили, что в гражданской войне в Ливии в настоящее время принимают участие от 800 до 1200 бойцов известного российского вооружённого формирования, называемого ЧВК Вагнера.

Как говорится в докладе, «было установлено присутствие частных военных оперативников из ЧВК Вагнера в Ливии с октября 2018 года», цитирует документ ООН французское агентство AFP. Авторы доклада утверждают, что российские бойцы сражаются на стороне командующего Ливийской народной армии Халифы Хафтара, провозгласившего себя в конце апреля правителем государства. Трудно сказать, чем руководствовались эксперты ООН при подсчёте численности «вагнеровцев», но она представляется явно завышенной в силу резкого падения размера зарплаты бойцов и предстоящего изменения формата работы российских ЧВК, официальных и не совсем.

По мнению основателя американской частной военной компании FDG Андре Родригеса Вертеса, изменение мировых экономических реалий может поставить под вопрос существование парамилитарных формирований наподобие ЧВК Вагнера.

– Структура действует в нефтедобывающих государствах: Сирии, Ливии, возможно, Венесуэле и других. Но с резким падением цен на нефть неизбежно встаёт вопрос о целесообразности работы там той же ЧВК Вагнера. Расходы на её содержание, зарплаты плюс репутационные издержки могут стать невыгодными для России. К тому же в Ливии бойцам группы Вагнера приходится противостоять турецкой армии, хорошо оснащённой и неплохо мотивированной. Но ЧВК, как и спецназ, созданы не просто для противодействия армии (что, кстати, подтвердилось трагическими событиями в феврале 2018-го в Сирии под Хашамом, когда в результате атаки военных США погибло несколько десятков «вагнеровцев»). У них другие задачи. И нельзя исключать пересмотра их функционирования в ближайшем будущем, – отметил он.

К слову, сами «вагнеровцы» рассказали «Октагону» о снижении зарплаты в ЧВК в полтора раза. Ранее, по свидетельству бывших бойцов, за месяц работы в горячей точке боец группы Вагнера мог получить около 160–240 тыс. рублей. В случае его гибели семья получала выплату в 5 млн рублей. И это косвенно подтверждает прогнозы эксперта.

Российские власти и военные вообще не признают существования ЧВК Вагнера (поэтому бойцов в прессе нередко называют ихтамнетами). Известно, что основная база подготовки бойцов ЧВК Вагнера находится на полигоне Молькино в Краснодарском крае. И бойцы, попадающие в ЧВК Вагнера, обычно подписывают контракт с организацией, название которой им ни о чём не говорит и которая не имеет никакого отношения к частной военной компании. Как вспоминает Алексей, бывший боец «Карпат» – дочернего подразделения ЧВК Вагнера, все принятые подписывают бумаги, но контракт никто на руки не получает, поэтому название организации мало кто помнит.

– Я сам это осознал, когда попал в госпиталь. Меня спрашивают, как называется моя организация, а я ни в зуб ногой, как говорится, – рассказал он «Октагону».

Стоит добавить, что пересмотр функционирования ЧВК вряд ли будет связан с приданием её работе легального статуса. На протяжении 2010-х годов попытки внести на рассмотрение Госдумы законопроект о функционировании в России частных военных компаний предпринимались несколько раз, хотя его продвигали и поддерживали такие известные депутаты, как Алексей Митрофанов (ныне находящийся в розыске и проживающий предположительно в Хорватии), глава комитета по обороне Владимир Шаманов и другие.

Однако Кремль так и не решился дать добро инициативе, и был сделан выбор в пользу «теневого варианта», когда работающие на международном рынке охранных услуг компании регистрируются в офшорах либо функционируют как ЧОП, а набирающие бойцов непосредственно для участия в боевых действиях действуют втёмную, но под опекой силовых структур.

Последний раз проект о легализации ЧВК в январе 2018 года вносил депутат Михаил Емельянов. Однако думское большинство опять отклонило проект, несмотря на то, что за несколько дней до того идею легализации ЧВК в России поддержал глава МИД Сергей Лавров.