Новости
07 февраля 2023, 11:17 Анна Зыкова

Мосгорсуд перешёл к прениям по делу об изъятии десятков санаториев и отелей в Кавминводах

10 февраля в Московском городском суде состоятся прения по громкому делу об изъятии в пользу государства 34 санаторно-курортных учреждений Ставропольского края (1763 объекта недвижимости) стоимостью несколько десятков миллионов долларов. В случае, если столичный горсуд удовлетворит исковые требования Генпрокуратуры, почти 100 предпринимателей потеряют свой бизнес.

Напомним, сейчас Мосгорсуд рассматривает апелляционную жалобу на решение Гагаринского районного суда Москвы, вынесенного в августе 2022 года. Согласно этому решению, приватизация объектов, принадлежащих ранее Федерации независимых профсоюзов, была запрещена, поэтому все проданные впоследствии объекты недвижимости сейчас должны быть изъяты в пользу государства. В иске Генпрокуратуры говорится, что предприниматели, покупая у ФНПР недвижимость, якобы незаконно обогащались.

Ответчики (а их 96, не считая более 200 третьих лиц) с решением Гагаринского райсуда столицы категорически не согласны. Тем более что в 2020 году Кисловодский городской суд уже отказывал Генпрокуратуре в удовлетворении аналогичных требований.

10 февраля состоятся прения по громкому делу об изъятии в пользу государства 34 санаторно-курортных учреждений Ставропольского края.10 февраля состоятся прения по громкому делу об изъятии в пользу государства 34 санаторно-курортных учреждений Ставропольского края.Фото: Денис Абрамов/ТАСС

В заявлениях и письмах в органы власти ответчики подчёркивали, что решение Гагаринского райсуда отменяет положения сразу нескольких правовых институтов: исковой давности, защиты частной собственности, государственной защиты инвестиций, добросовестного приобретения, презумпции невиновности, недопустимости недобросовестного обогащения, что особенно важно в текущей политической ситуации, ведь ставится под сомнение право частной собственности не иноагентов и других недружественных государству лиц, а инвесторов, много лет вкладывающих собственные средства в развитие Ставропольского края.

Несмотря на то что Генпрокуратура предъявила исковые требования к огромному количеству бизнесменов, изъятие собственности может коснуться не всех, кто когда-либо приобретал недвижимость у профсоюзов по аналогичной схеме.

В частности, в иске Генпрокуратуры не значатся предприниматели, напрямую или косвенно связанные с властью, причём не только российской.

Не попали в число ответчиков, например, друг президента Азербайджана Яшар Явар Оглы Новрузов (владеет Green Resort Hotel & SPA в Кисловодске), дочь бывшего президента Кабардино-Балкарской Республики Арсена Канокова Мадина Канокова (совместно с ресторатором Аркадием Новиковым владеет рестораном «Высота 5642» в Кисловодске), супруга приближённого к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко сенатора Михаила Афанасова Елена Афанасова (владеет санаторием «Истокъ» в Ессентуках) и член фракции «Единая Россия» в Государственном совете Республики Татарстан Марат Галеев (владеет ООО «Санаторий “Русь”»). В иске Генпрокуратуры ничего не сказано и о том, что с 2020 года сеть санаториев РЖД была выкуплена фирмой, принадлежащей миллиардеру, владельцу сети отелей Azimut и московской гостиницы «Метрополь» Александру Клячину.

Обращённое в доход государства имущество ставропольских предпринимателей на десятки миллионов долларов в будущем может принести ему (государству) соизмеримые издержки. В случае, если Мосгорсуд поддержит позицию Генпрокуратуры, придётся предусмотреть в бюджете расходы на содержание санаториев и управление ими. Кроме того, если Мосгорсуд удовлетворит требования Генпрокуратуры, то бывшие владельцы санаториев и отелей смогут воспользоваться правом подать в суд сотни новых исков о компенсации их расходов, например на закупку мебели, техники и оборудования. И тогда не исключено, что уже государству придётся изыскивать средства в том числе на эти цели.

Сотрудники изымаемых санаториев и отелей также неоднократно высказывали опасения, что могут быть уволены в случае, если у их работодателей отнимут недвижимость. В итоге без работы могут остаться десятки тысяч человек. При этом ликвидация прибыльного бизнеса снизит поступления в бюджет Ставропольского края.