Новости
15 августа 2023, 16:18 О!News

Экономист Максим Колташов: «Решение о повышении ключевой ставки является просто глупым»

Решение Банка России о существенном повышении ключевой ставки можно назвать вредительским, потому что оно бьёт по кредитной активности населения, уверен экономист, директор Института Нового общества Василий Колташов.

Он отметил, что на ситуацию с курсом рубля решение регулятора не повлияет:

– Если бы ставку вообще не тронули, даже понизили бы на 1,5 процента, то рубль всё равно укрепился бы за счёт других мер, связанных с предложением иностранной валюты на рынке. Укреплению рубля способствует не повышение ставки, а прекращение закупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила, которое Минфин специально «протащил», чтобы обвалить рубль.

По мнению Колташова, можно предположить, что вслед за повышением ключевой ставки компаниям-экспортёрам поступят указания продавать валютную выручку, которую с конца прошлого года им было разрешено не продавать в РФ.

– Повышение ставки скорее решает проблему перегретого российского рынка недвижимости, затрудняя кредитование, – говорит Колташов. – Стране не грозит повторение сценария 2014–2015 годов, когда ключевая ставка повысилась до 12 процентов, а потом до 17 процентов, а рубль обрушился с 30 до 60 рублей за доллар. Сейчас повышение ставки создаёт комфортные условия для экспортёров, чтобы они продали валюту в РФ и открыли банковские вклады.

Однако угроза гиперинфляции, с которой борется Центробанк, в России может возникнуть осенью. Вопрос укрепления рубля – это вопрос предотвращения гиперинфляции, уверен экономист.

Рубль не слушается Набиуллину

15 августа Центральный банк России провёл внеплановое заседание совета директоров, на котором было принято решение о резком повышении ключевой ставки – с 8,5 до 12 процентов. В ожидании этого решения курс доллара на валютной бирже опускался до 92 рублей за единицу, но в течение дня снова превысил сторублёвую отметку и продолжил рост. Почему действий Центробанка недостаточно, и решится ли Правительство на более радикальные меры в преддверии юбилея дефолта 1998 года?

Перейти к материалу