15 августа Центральный банк России провёл внеплановое заседание совета директоров, на котором было принято решение о резком повышении ключевой ставки – с 8,5 до 12 процентов. В ожидании этого решения курс доллара на валютной бирже опускался до 92 рублей за единицу, но в течение дня снова превысил сторублёвую отметку и продолжил рост. Почему действий Центробанка недостаточно, и решится ли Правительство на более радикальные меры в преддверии юбилея дефолта 1998 года?
Промедление смерти подобно
В конце минувшей недели Центробанк опубликовал «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов», документ содержит три сценария. Согласно базовому, ключевая ставка в 2023 году в среднем должна была бы составить 7,9–8,3 процента. В самом негативном («рисковом») сценарии – 12,5–13,5 процента в 2024 году.
Вероятно, в момент публикации документа понимания дальнейших действий у регулятора не было. Потому что спустя всего четыре дня (из них два пришлись на выходные, когда биржа не работает) совет директоров Центробанка поднял ставку до значений, которые не прогнозировал на этот год ни сам он, ни самые смелые отраслевые эксперты.
В Банке России объяснили это решение необходимостью «ограничения рисков для ценовой стабильности»:
«Инфляционное давление продолжает усиливаться. По оценке на 7 августа, показатель годовой инфляции увеличился до 4,4 процента. При этом текущие темпы прироста цен продолжают ускоряться».
Не исключено, что вдохновиться и принять смелое решение Центробанку помогли. Накануне СМИ без устали цитировали статью помощника президента Максима Орешкина в ТАСС, где он пишет о том, что «слабый рубль осложняет структурную перестройку экономики и негативно влияет на реальные доходы населения», а «основной источник ослабления рубля и ускорения инфляции – мягкая денежно-кредитная политика».
Реакция валютного рынка и экспертного сообщества
Однако твёрдая политика укрепить рубль не помогла. К середине торгового дня 15 августа курс доллара вырос почти на 3 процента, превысив 101 рубль за доллар. Это вызвало бурю анекдотов и упрёков в адрес монетарных властей в интернете. Вот один из них: «Джон Смит, выпрыгнувший из окна 75-го этажа на Уолл-стрит, после удара о землю подпрыгнул на 10 метров, чем немного отыграл утреннее падение».
Бывший директор департамента ЦБ Андрей Черепанов иронизирует у себя на странице в соцсети: «Предсказуемо такое повышение почти никак не отразилось на курсе рубля –повышенный спрос на доллар и евро с соответствующим обесценением российской валюты [решение ЦБ] не остановило его и остановить не могло. На следующем заседании ждём удвоения ставки?»
Известный российский экономист, эксперт по международным рынкам капиталов Яков Миркин так прокомментировал решение и реакцию рынка: «Доллар отгонят, что-то там отскочит – но дорожка всё равно в одну сторону. Псевдорынок на самом деле. Стабильный рубль – другое общество, другая экономика, другие мы».
Инфляцию не остановить, а экономический рост – можно
Самое неприятное, что решение ЦБ с высокой долей вероятности не будет способствовать исполнению главной заявленной регулятором цели – сокращению разгона инфляции. Экономист Дмитрий Прокофьев в своём телеграм-канале пишет о том, что «в обычных обстоятельствах подобное резкое ужесточение монетарной политики» должно было бы привести к замедлению деловой активности и последующему охлаждению экономики, что привело бы к падению внутреннего спроса и замедлению инфляции. Однако, продолжает он, «совокупный спрос в экономике в отдельных отраслях поддерживается по большей части директивно, вне зависимости от уровня процентных ставок в экономике. С поправкой на неиндексацию тарифов ЖКХ, текущие темпы индекса потребительских цен достигли 13,5–13,8 процента с коррекцией на сезонность. Текущая ставка даже не превышает инфляцию».
Рост индекса потребительских цен не превышает инфляцию.Фото: Артём Геодакян/ТАСС
– Боюсь, что логика ЦБ и всех центральных банков может не сработать, потому что она слишком линейна. Логика эта заключается в том, что повышение ставки приводит к удорожанию денег в финансовом секторе, банки перекладывают эту стоимость на клиентов, потребление сокращается. Но дорогие кредиты для компаний будут отражаться и на стоимости их продукции. Вырастут цены на товары, которые будут в наличии. Так что, возможно, рост ставок инфляцию не остановит, – заявляет «Октагону» финансист, член президиума Совета по внешней и оборонной политике Александр Лосев.
По его словам, Американский институт экономических исследований выступает с похожей критикой в адрес Федеральной резервной системы (ФРС):
– Некоторые чиновники ФРС считают, что делают достаточно, но повышение ставки может быть разрушительным, не только стирая инфляцию, но и экономический рост, и занятость.
Как говорит эксперт, теперь эти риски пришли и в Россию. Вопрос заключается в том, стоит ли борьба с инфляцией экономического роста и рынка труда.
Нужны дополнительные меры
Дмитрий Прокофьев полагает, что в связи с недостаточностью принимаемых мер «потребуется заметно большее ужесточение монетарной политики». «Не исключаю, что по ключевой ставке могут быть обновлены максимумы весны 2022», –пишет он. Напомним, что 28 февраля прошлого года ЦБ повысил ключевую ставку на 10,5 процентных пунктов – до 20 процентов.
Инвестбанкир Евгений Коган считает, что на следующем заседании, которое состоится 15 сентября, Центробанк вряд ли будет увеличивать ставку: «ЦБ в пресс-релизе убрал фразу о возможности повышения ставки на ближайших заседаниях. Так что, вероятнее, в сентябре ставку не тронут».
Правда, при этом эксперт оговорился: «Её могут повышать дальше, если рубль продолжит бесконтрольно падать. Надо следить внимательно за данными по инфляции и за валютами – там и ответ».
Александр Лосев считает, что действий Центробанка в принципе недостаточно и в ближайшее время следует ожидать новых решений от исполнительной власти:
– Чтобы курс вернулся к более естественным уровням, необходимы не только монетарные, но ещё регуляторные действия, связанные с увеличением продажи валютной выручки и борьбой с оттоком капитала.
«Необходимо вернуться к подписанным президентом в феврале-марте 2022 года указам об обеспечении финансовой стабильности. Возможно, также стоит рассмотреть вопрос о том, чтобы вовсе вывести доллар и евро на внебиржевой, межбанковский рынок, а в биржевой торговле сконцентрироваться на паре “рубль – юань”».
Александр Лосев
член президиума Совета по внешней и оборонной политике
Шанс, что правительство на какие-то решения всё-таки отважится, по мнению эксперта, есть, поскольку у властей ещё жива память о плохих приметах августа и дефолте, случившемся 25 лет назад, спустя месяц после которого правительство ушло в отставку, а Борис Ельцин покинул пост президента спустя год с небольшим.
Что касается последствий для рядовых потребителей, эксперты дают традиционные советы. После повышения ключевой ставки вырастут и ставки по депозитам в коммерческих банках. Поэтому, «если вы собирались нести деньги на вклад, самое время это сделать, когда ваш банк скорректирует ставки. Ставки по кредитам также вырастут. В том числе и по ипотечным. Есть ли вероятность, что банки начнут снижать ставки по кредитам в ближайшее время? Очень вряд ли», – отмечает Евгений Коган.