Правительство США запретило импорт золота из России. Ранее о намерении ввести эмбарго сообщили страны «Большой семёрки», объясняя своё решение тем, что золото является одним из основных российских экспортных товаров и ежегодно приносит стране десятки миллиардов долларов. Аналогичные меры могут быть включены и в новый пакет санкций ЕС. Эксперты считают, что санкции на золото точно не убьют российскую золотодобычу и могут даже косвенно помочь России справиться с чрезмерно укрепившимся рублём.
Об эмбарго на российское золото объявили четыре из семи стран G7 – США, Великобритания, Япония и Канада. Страны Евросоюза пока рассматривают этот вопрос. Известно, что запрет будет распространяться лишь на новую продукцию. В то же время громом среди ясного неба ограничительная мера не станет, поскольку ещё в начале марта Лондонская ассоциация рынка драгметаллов, устанавливающая стандарты для рынка золота, приостановила действие статуса Good Delivery для российских производителей.
В Москве на готовящееся эмбарго отреагировали сдержанно. Как заявил заместитель руководителя администрации президента РФ – пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «рынок драгоценных металлов глобальный, большой, объёмный и достаточно разнообразный». По его словам, если один рынок «теряет свою привлекательность в связи с нелегитимными решениями», то происходит переориентировка на другие рынки – «туда, где более комфортные и более законные экономические режимы». В Союзе золотопромышленников России от комментариев по вопросу эмбарго воздержались.
По данным Всемирного совета по золоту (WGC), в 2021 году лидерами по золотодобыче в мире были Китай (370 тонн), Австралия (330 тонн), Россия (около 300 тонн), США (180 тонн) и Канада (170 тонн). Около 90 процентов добываемого в РФ золота экспортируется. Существенная доля поставок приходится на Великобританию, являющуюся мировым хабом по торговле золотом. По данным британской стороны, в прошлом году импорт российского золота в страну составил 15,45 млрд долларов.
Примечательно, что, несмотря на исключение из списка Лондонской ассоциации рынка драгметаллов, в марте нынешнего года Швейцария завезла 36 тонн золота, которое, как предполагается, было добыто в России, в мае – ещё 3 тонны. В Швейцарии от российского происхождения золота открещиваются. Ассоциация производителей и продавцов драгоценных металлов (AFCMP) страны заявила, что в последнее время никто из её членов подобные операции не проводил. Также швейцарская таможня поспешила сообщить, что золото прибыло в страну из Великобритании. «Короче говоря, стороны действуют по принципу: “Я не я, и лошадь не моя”. Вообще есть лёгкое подозрение, что сейчас начнутся по всему миру “весёлые приключения” золота. Некие глобальные казаки-разбойники», – написал в своём телеграм-канале инвестбанкир Евгений Коган.
Если говорить о перспективах переориентации на другие рынки, то здесь эксперты в первую очередь называют Китай, Индию и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ).
– ОАЭ являются одним из крупнейших в мире центров по торговле золотом. Оттуда оно расходится по разным странам мира, включая Индию и Китай – крупнейших потребителей золота на планете. В 2021 году спрос на золото в Индии приблизился к 800 тоннам, в Китае превысил 1,1 тысячи тонн, – заявил «Октагону» промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«Именно в ОАЭ, Индию и Китай наши игроки будут стремиться нарастить продажи. Правда, тамошние покупатели, скорее всего, согласятся взять его со скидкой. Тем не менее вряд ли они будут отказываться от его закупок».
Леонид Хазанов
промышленный эксперт
В целом, по его словам, установление членами G7 прямого запрета на импорт золота из России при самом жёстком сценарии может привести к падению его добычи по итогам 2022 года на 30–40 процентов (до 200–230 тонн) и сокращению его экспорта на 20–30 процентов.
Вместе с тем выпадение таких объёмов неминуемо скажется на мировых ценах на золото. Евгений Коган считает, что оно подорожает символически. По прогнозу Леонида Хазанова, после введения запрета членами G7 мировые цены на золото могут резко взлететь вверх, достигнув в ближайшую неделю после объявления эмбарго уровня в 2 тыс. долларов за тройскую унцию (в последнюю неделю июня цена колебалась в диапазоне от 1,82 до 1,83 тыс. долларов). Впрочем, эксперт оговаривается, что «когда нервозность на рынке закончится, цены поползут вниз».
– Не играя суперкритичной роли как потребители золота, страны G7 тем не менее играют важную роль как инфраструктура, потому что основные объёмы операций по торговле золотом проходят через Великобританию и Швейцарию. В этом смысле определённые риски для российских компаний есть. С другой стороны, неформальные самоограничения и так уже действуют, рынок сужается, к этому приспосабливаются, – рассказал «Октагону» источник в отрасли. По его словам, в результате введения эмбарго может вырасти ценовой спред между внутренним и внешним рынками, в результате чего золото в России можно будет приобрести значительно дешевле, чем на внешнем рынке, что для компаний-производителей невыгодно. Правда, и рассчитывать на рост внутреннего спроса не приходится.
– Даже в лучшие времена внутреннее потребление было сравнительно скромным, около 30 тонн, – напоминает Хазанов.
Спасителем компаний-производителей мог бы стать Центробанк – в том случае, если бы он согласился выкупать у них золото по мировым ценам.
По словам Евгения Когана, в текущей ситуации эта идея выглядит здравой.
– Традиционно в России золотодобытчики продавали золото банкам, которые переправляли его на мировой рынок. Этот канал закрывается. Кроме того, покупки золота в резервы Центробанка косвенно могли бы способствовать ослаблению рубля. Так что плюсов у этой идеи много, – отмечает Коган.
Что касается акций российских золотопроизводителей, то, по мнению экспертов BCS GM, в чуть более выгодном положении находится компания «Полюс», так как её доля выручки от экспорта по итогам 2021 года была менее 2 процентов. Компания «Полиметалл» по итогам прошлого года получила около 12 процентов выручки от экспорта в ЕС и 56 процентов в целом от продаж за пределами РФ. Основным рынком её зарубежного сбыта был Казахстан (35 процентов совокупной выручки). «Пока неясно, как Казахстан отреагирует на введение санкций со стороны стран G7 и потенциально ЕС. С другой стороны, эффект санкций может снижаться за счёт того, что производство “Полиметалла” диверсифицировано серебром», – отмечают аналитики.