Зимний аргумент в пользу «Северного потока – 2»

Зимний аргумент в пользу «Северного потока – 2»

Экономика 09 сентября 2021 Анна Таволга

Запасы газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ) находятся на минимальном за многие годы уровне. Цены на бирже бьют рекорды. «Газпром» сокращает поставки по газопроводу Ямал – Европа, а «Роснефть» заявляет о своей готовности подставить плечо и заняться экспортом газа. Приближение зимы и по-прежнему свежие воспоминания о январе 2009-го, когда прервались поставки российского газа в Европу, подогревают обстановку. Что это – исключительно попытка надавить на противников «Северного потока – 2» или что-то ещё, разбирался «Октагон».

Обстановка накаляется

Сезон отбора газа из ПХГ в Европе в прошлом году начался 12 октября. «При сохранении текущих темпов закачки можно прогнозировать, что к 12 октября этого года в хранилищах будет около 78 млрд кубометров газа. Это означает, что не будет восполнено 25 процентов, или 17 млрд кубометров, газа из 66,2 млрд кубометров, отобранных прошлой зимой. В украинских ПХГ, согласно прогнозу, к 12 октября при сохранении текущих темпов закачки будет на 30 процентов, или на 8 млрд кубометров, газа меньше, чем в прошлом году», – сообщается на сайте «Газпрома». По оценкам ряда европейских экспертов, странам Евросоюза (ЕС) может не хватить для зимовки 25 млрд кубометров газа.

Низкий уровень наполненности европейских ПХГ фиксируется одновременно с продолжающимся больше месяца драматичным снижением поставок газа из России.

Например, 6 сентября поток по магистральному газопроводу Ямал – Европа, который идёт из России через Белоруссию и Польшу в Германию, упал в два раза по отношению к уровню предыдущего дня.

Одновременно с этим новые рекорды установили биржевые цены на газ. Стоимость октябрьского фьючерса на спотовый индекс TTF в Нидерландах достигла почти 662 долларов за 1 тыс. кубометров.

В «Газпроме» считают, что ждать снижения цен в обозримой перспективе не стоит. О том, что причин для ценовой корректировки нет, заявил в начале сентября начальник департамента компании Александр Иванников. «Текущий уровень цифр будет точно сохранён в ближайшее время. Об этом говорит и то, что уровень газа в ПХГ находится на исторически низком уровне, поэтому предпосылок к снижению цен нет никаких», – сообщил он на телеконференции CFO «Газпрома». Практически в то же время министр энергетики РФ Николай Шульгинов отдал распоряжение к 1 ноября заполнить российские ПХГ до рекордных 72,6 млрд кубометров. То есть увеличения поставок на Запад не предвидится.

Пожар и недремлющий Игорь Иванович

Резкое сокращение российского экспорта началось в августе после пожара на газохимическом комплексе «Газпрома» в Новом Уренгое. Предприятие является крупнейшим по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера. Сразу после аварии прокачка газа по газопроводу Ямал – Европа снизилась вдвое. Всего за август экспорт по трубопроводу сократился на 40 процентов. Одновременно «Газпром» снизил поставки газа в Европу через Украину на 12 процентов и отказался продавать дополнительные объёмы топлива через собственную электронную платформу на ближайший год.

После пожара на производстве «Газпрома» в Новом Уренгое прокачка по газопроводу снизилась вдвое.После пожара на производстве «Газпрома» в Новом Уренгое прокачка по газопроводу снизилась вдвое.Фото: ГУ МЧС по ЯНАО

Однако неожиданно в России появился новый желающий помочь европейцам. Им стал не кто иной, как глава крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин. Спустя неделю после пожара на газпромовском заводе президенту Владимиру Путину поступило письмо от Сечина, в котором тот попросил главу государства разрешить его компании экспортировать в Европу 10 млрд кубометров газа в год. За это «Роснефть» готова платить повышенный налог на добычу полезных ископаемых, исходя из указанных объёмов. Как известно, «Газпром» обладает экспортной монополией, поэтому «Роснефть» предлагает продавать газ при помощи заключения агентских соглашений с газовым коллегой.

Основной мотив Сечина следующий: в нынешних рыночных реалиях допуск «Роснефти» к экспорту мог бы помочь увеличить доходы бюджета России. Однако, по данным газеты «Коммерсантъ», в письме также указано, что поставки «будут способствовать снятию ограничений» со стороны антимонопольного законодательства ЕС в отношении допустимой загрузки газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2», а также Opal.

Не так страшен «Газпром», как…

Здесь начинается самое примечательное. Все эти события происходят на фоне завершения очередной газпромовской стройки века – скандального газопровода «Северный поток – 2». 6 сентября оператор проекта – компания Nord Stream 2 AG – торжественно уложил последнюю трубу второй нитки газопровода и сообщил, что готов ввести его в эксплуатацию до конца года. Как раз к тому моменту, когда Европа может начать замерзать.

Как известно, законодательным препятствием для запуска «Северного потока – 2» является обновлённая Газовая директива ЕС, которая запрещает использование мощности трубопроводов более чем на 50 процентов для их владельцев.

Если «Роснефти» разрешат экспортировать газ, формальности будут соблюдены. В итоге Европа, десятилетиями стремившаяся к снижению зависимости от «Газпрома» и ставившая эту цель во главу угла всей концепции энергобезопасности, может получить зависимость и от «Газпрома», и от «Роснефти».

Авария на заводе «Газпрома» и инициатива Сечина по поводу поставок газа в Европу становятся звеньями одной цепи. И речь идёт не о застарелой мечте лишить «Газпром» экспортной монополии, а о многоходовой комбинации старых не столько конкурентов, сколько партнёров.