По данным Росстата, сальдированная прибыль (прибыль за вычетом убытка) российских компаний за январь – июнь текущего года по сравнению с первым полугодием 2020 года, когда были введены первые ограничения, вызванные COVID-19, возросла в 2,6 раза. В то же время ведомство фиксирует повышение номинальной зарплаты за этот период лишь на 9,4 процента, а индекс потребительских цен – на 5,9 процента. Реальные заработки россиян в среднем выросли всего на 3,4 процента. Эксперты связывают разрыв между прибылью собственников бизнеса и доходами наёмных работников с отсутствием в стране сильных профсоюзов и распространённой практикой «конвертных зарплат», которые не видит официальная статистика.
Тренд на прибыль неустойчивый
Наиболее существенное увеличение прибыли в первом полугодии 2021 года оказалось у владельцев мебельных фабрик, компаний в сфере добычи полезных ископаемых (угля, в частности) и производителей автомобилей. По словам замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерия Миронова, показатель рос за счёт востребованности на мировом рынке отечественных товаров – металлов, древесины, удобрений.
За январь – июнь, по данным Росстата, в стране увеличились объёмы промышленного производства на 4,4 процента, сельхозпродукции – на 0,4 процента, платных услуг населению – на 19,4 процента. Как правило, рост прибыли говорит об отсутствии проблем со сбытом товаров, наращиванием выпуска, несмотря на постоянные издержки (амортизацию, содержание инфраструктуры и другое). Однако доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г. В. Плеханова Фарида Мирзабалаева убеждена, что данный тренд сложился в процессе сокращения убыточных предприятий и он пока неустойчивый.
– На уровне отдельных фирм увеличение сальдированного остатка могло быть вызвано продажей непрофильных активов. Прогнозные значения роста ВВП в 2021 году – до 4,2 процента. Наряду с улучшением показателей сальдированной прибыли предприятий растёт уровень безработицы, уровень бедности. Но все средства компании не могут быть направлены только на зарплаты. Необходимо соблюдать принцип опережающего увеличения производительности труда по отношению к росту заработков, – подчёркивает Фарида Мирзабалаева.
Кроме того, надо учесть, что доля серых выплат существенна и могла отразить увеличение сальдированной прибыли предприятий, добавляет эксперт.
«Число конвертных зарплат зависит от ситуации на рынке труда. Оно растёт при нестабильности. Работодателям невыгодно показывать официальный рост зарплат, поэтому они стимулируют серые. И, пройдя через ковидные фильтры, пытаются сделать себе заначки, так как ситуация весьма неопределённа».
Фарида Мирзабалаева
доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г. В. Плеханова
Работники не стремятся в профсоюзы
Экономическое положение наёмных работников с учётом практики задержки зарплаты на деле оказалось ещё хуже. По сведениям, представленным Росстату организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, суммарная просроченная задолженность по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 августа 2021 года составила более 1,5 млрд рублей. Это более 22 тысяч человек.
Впрочем, судя по отчёту ведомства, тренд у номинальной зарплаты положительный. В июне 2021 года она достигла 58 782 рублей, прибавив за год 9,4 процента, тогда как за аналогичный период увеличение составило 5,8 процента.
Никто не договаривается с работниками, что они будут участвовать в распределении полученных компанией денежных средств. Для этого нужно иметь акции предприятия, поясняет Валерий Миронов.
«Если бы работники имели сильные профсоюзы, они бы заключили соглашения, чтобы персонал мог участвовать в распределении прибыли фирмы. Например, в хороший год можно записать, что определённая доля идёт на премии. Но такого, как правило, в России нет. Должны быть коллективные договоры, а для их создания – сильные профсоюзы, оказывающие давление на хозяев предприятий».
Валерий Миронов
замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Эксперт также отмечает, что на Западе внедряется практика бесплатной передачи акций предприятий их сотрудникам, занятым в сферах, где есть угроза вытеснения людей роботами. Это нужно, чтобы персонал не саботировал инновации, не портил оборудование.
– В России такие идеи тоже имели бы смысл, если бы профсоюзы озаботились наукоёмкими секторами производства. В этом случае нынешние сотрудники в будущем получали бы прибыль компании, даже покинув предприятие, – заключает Миронов.
Стоит добавить, что в июне Росстат впервые рассчитал медианную заработную плату – более объективный показатель для оценки доходов среднестатистического трудящегося в РФ. По данным главного статистического ведомства, в 2020 году она оказалась в полтора раза меньше среднего заработка в организациях и составила всего 32 422 рубля.