Вексельберг vs Набиуллина: кто заплатит за политику ЦБ

Вексельберг vs Набиуллина: кто заплатит за политику ЦБ

Экономика 11 ноября 2025 Вера Зелендинова

В Госдуме давно предлагают решить эту проблему за счет повышения налогов на сверхприбыль и собственность банков и владельцев крупного бизнеса. Ни те, ни другие расставаться со своими деньгами не хотят. На защиту банковского сектора встала глава Центробанка Эльвира Набиуллина, а в роли фронтмена «профсоюза долларовых миллиардеров» выступил занимающий 21-е место в российском списке Forbes председатель совета директоров Группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг.

В отличии от Набиуллиной, которая сидит в своей финансовой «песочнице», не обращая внимание на то, что происходит в экономике, Вексельберг упаковал призыв «мобилизовать банковский сектор» в актуальный контекст борьбы за технологическое лидерство России. Он предложил «взять у банков деньги», чтобы повысить капитализацию Фонда развития промышленности (ФРП) и профинансировать перспективные проекты. У громких заявлений подобного сорта почти всегда есть двойное дно, но в данном случае доминирующим мотивом вполне может быть кровная заинтересованность бизнесмена, владеющего крупными активами в производственном секторе, в решении проблем, порождённых политикой Центробанка.

Денег нет, но вы держитесь

По данным Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и Банка России, в сентябре текущего года российские компании направили на выплату процентов по кредитам 36 процентов своей прибыли. В такой ситуации производственным предприятиям все труднее воспроизводить свою деятельность, а об инвестициях в развитие многие уже не думают.

Совокупный долг компаний и населения уже достиг 164 трлн рублей – это в четыре раза больше, чем доходная часть бюджета на 2025 год. Все эти огромные деньги крутятся в банковском секторе и не работают в экономике. В результате промышленный рост, достигнутый за первые четыре года правительства Михаила Мишустина (в некоторых отраслях он превысил 25 процентов), замедлился, и это моментально сказалось на наполнении бюджета.

Простые рецепты Минфина

На фоне начавшегося полтора месяца назад бюджетного процесса политика ЦБ вошла в резонанс с установками работавшего над проектом бюджета Минфина. Задача увеличения налоговых сборов была решена путём корректировки налогового законодательства. Главная поправка – повышение НДС с 20 до 22 процентов для всех субъектов экономической деятельности.

Кроме того, планировалось отменить налоговые льготы для IT-компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения (ПО), а также для предприятий, работавших по упрощённой схеме налогообложения (УСН), и других групп бизнеса. Ещё одним ноу-хау ведомства Антона Силуанова стало сокращение бюджетных расходов путём урезания финансирования социальных программ и национальных проектов.

Отпор бюджетному монетаризму

22 октября проект бюджет прошел первое чтение в Госдуме, но критика в его адрес со стороны депутатов, сенаторов, экспертов и представителей бизнес-сообщества сказалась на подготовке к назначенному на 18 ноября второму чтению. На сегодняшний день известно, что правительство утвердило 590 поправок. Но дело не в их количестве – в 2023 году ко второму чтению бюджета на 2024 год было внесено 920 поправок, и 768 из них были приняты.

Главная новость нынешнего бюджетного процесса – качественная корректировка концепции Минфина, который явно перестарался с урезанием расходов.

Утверждённые правительством поправки предусматривают восстановление финансирования национальных проектов, повышение социальных расходов, сохранение поддержки НИОКР и других направлений, связанных с высокими технологиями.

В пандан к корректировкам бюджета были подготовлены поправки ко второму чтению законопроекта о налогообложении, смягчающие фискальные меры, заложенные в исходном варианте. Изменения касаются постепенного перехода на оплату НДС для предприятий с УСН, сохранения льгот для IT-компаний, разрабатывающих ПО, и предприятий радиоэлектронной отрасли. Но решение о тотальном повышении НДС остаётся в силе.

ЦБ вызывает огонь на себя

Непростая ситуация в экономике вынуждает всю страну «затянуть пояса», но, по мнению главы Центробанка, налоговые нововведения не должны затронуть банковский сектор. На стадии подготовки поправок к налоговому законодательству она добилась отклонения предложения депутатов Госдумы о введении налога на сверхприбыль банков.

Теперь Набиуллина требует освободить от НДС операции с банковскими картами, то есть наделить банки преференциями, которыми обладают медицина, образование и другие социально значимые сферы. Внятного ответа на вопрос, почему коммерческую деятельность банков нужно поддерживать льготами, регулятор не даёт. Но суть происходящего понятна и без пояснений.

Глава Центробанка добилась отклонения инициативы депутатов о налоге на сверхприбыль банков.Глава Центробанка добилась отклонения инициативы депутатов о налоге на сверхприбыль банков.Фото: сайт Государственной Думы РФ

Руководство ЦБ всё более настойчиво позиционирует банковскую сферу как автономную систему, наделённую правом оттягивать на себя финансовые ресурсы страны, оставаясь свободной от каких-либо обязательств перед ней. Тот же принцип работает при принятии решений о размере ключевой ставки: регулятор борется с инфляцией, попутно создавая условия для обогащения банков, и не обращает внимания на побочные эффекты в виде спада производства и замедления экономики.

Работающий в производственной сфере бизнес устал быть заложником политики Центробанка. Повышение НДС и бюджетный процесс ещё больше подогрели накопившееся раздражение. В этом контексте призыв Вексельберга раскулачить банки выглядит вполне логичным и даже обоснованным.

Если нельзя повлиять на решения регулятора, почему бы не заставить подведомственные ему банки поучаствовать в исправлении созданной им (регулятором) ситуации, поделившись частью неправедно нажитой казны.