В Севастополе нашли ещё одну собственность украинских олигархов

В Севастополе нашли ещё одну собственность украинских олигархов

Экономика 28 октября 2024 Оксана Порицкая

В Севастополе национализировали имущество ПАО «Севастопольгаз», крупнейшего в городе федерального значения поставщика газа. Предприятием, как выяснили силовики, все десять лет нахождения полуострова в составе России де-факто владел Игорь Иванков, ранее возглавлявший аналогичную структуру в Днепропетровске. Там в 2007 году на него было заведено уголовное дело после взрыва газа в жилом доме. В 2019 году он перевёз семью в Австрию, но продолжил управлять компанией через доверенных лиц. К финансовой отчётности компании, у которой была большая выручка, но минимальная чистая прибыль, есть немало вопросов: вероятно, часть денег, которые севастопольцы платили за газ, уходила в кипрские офшоры, а затем в Австрию – «на жизнь» газовому магнату.

Как два «Севастопольгаза» абонентов делили

Решение о национализации всего имущества частной компании правительство города приняло на закрытом совещании, пояснив затем в СМИ, что ПАО «Севастопольгаз», чьи активы превышают 2,5 млрд рублей, долгие годы опосредованно владели украинские бизнесмены. В операции принимали участие представители силовых структур, в том числе ФСБ и Генпрокуратуры.

«Несмотря на все ухищрения и попытки запутать следы через сеть подставных лиц, конечными бенефициарами прибыли, которая извлекалась ПАО здесь, в Севастополе, были украинские олигархи. Они являются врагами нашей страны и финансируют терроризм, оказывая помощь ВСУ», – заявил губернатор Михаил Развожаев.

Временная администрация была назначена из числа сотрудников ГУП «Севастопольгаз», которое теперь поглотит своего брата-близнеца для «устранения двойственности». В Севастополе с 2015 года работало две одноимённые организации с разной формой собственности. Это существовавшее с 1998 года, бывшее украинское, ПАО «Севастопольгаз», которое в конце 2014 года перерегистрировалось в российском правовом поле, и новообразованный ГУП «Севастопольгаз».

Борьба за газовый рынок региона шла между двумя ресурсоснабжающими организациями почти всё время. Власти даже прямо заявляли, что намерены передать все городские газовые сети в ведение ГУП «Севастопольгаз»: мол, неправильно, когда некие частники зарабатывают на использовании госсобственности.

По подсчётам экспертов, ПАО и ГУП делили газовый рынок города примерно в соотношении 70 на 30 процентов, причём частники обслуживали преимущественно крупные организации и городских абонентов, а госпредприятие – сельских.

Но даже последних ПАО отдавало с боем. Например, в 2019 году разгорелся спор вокруг эксплуатации газораспределительной станции «Вишнёвая», в радиус действия которой входят посёлки Солнечный, Андреевка, Полюшко, Орловка, Кача и другие. Срок ещё украинского договора аренды у ПАО «Севастопольгаз» на ГРС закончился, решением правительства её передали в хозяйственное ведение ГУП «Севастопольгаз». Однако в частной компании с этим не согласились, сославшись на то, что разбирательство в суде ещё идёт. Её сотрудники рассылали своим бывшим абонентам письма с требованием не перезаключать договора с государственным двойником, мешали работникам ГУП проводить газификацию в посёлке Солнечный и пытались, по словам городского правительства, блокировать подачу газа в жилые дома с ГРС «Вишнёвая». Власти тогда выставили на охрану объекта отряды казаков, а часть жителей какое-то время получали платёжки от обеих компаний.

К суммам в счетах от ПАО тоже были вопросы. На высокую стоимость техобслуживания газовых приборов горожане в течение нескольких лет жаловались властям: разница с тарифами госкомпании за одну и ту же услугу доходила до 80–100 процентов. Также на лицо были признаки манипуляций с бухгалтерией: выручка росла год от года и в 2023-м составила 2,3 млрд рублей, а чистая прибыль падала и в прошлом году опустилась до 723 тыс. рублей.

Но несмотря на все претензии властей и горожан, именно частная компания на протяжении многих лет выигрывала большинство крупных тендеров, а госпредприятию оставались лишь крохи.

Например, ПАО обслуживало ГБУ «Севастопольский автодор» и ФКУ «Управление Черноморского флота». Только в 2024 году ПАО «Севастопольгаз» получило 19 господрядов, в числе которых обслуживание Спортивно-оздоровительного комплекса имени 200-летия Севастополя, филиала МГУ, Морского гидрофизического института РАН, судов, прокуратуры и прочих. Для сравнения: ПАО является поставщиком в госзакупках на сумму 4,2 млрд рублей, а ГУП – 69,4 млн рублей.

Украинский след в газовой отрасли Крыма

При Украине «Севастопольгаз» принадлежал украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, у которого в Крыму было несколько крупных объектов, в том числе «Крымский титан». В 2014 году Сергей Меняйло, который тогда возглавлял Севастополь, заявил, что предприятие перейдёт на баланс города, однако, всё, что удалось получить правительству, – 25 процентов акций, которые до возвращения Крыма в Россию принадлежали НАК «Нефтегаз Украины». 75 процентов акций остались за неназванными учредителями. Известно было только то, что до весны 2015 года компании Фирташа всё ещё сохраняли 46,1 процента акций ПАО.

Затем часть источников сообщали, что Фирташ продал свой бизнес семье днепропетровского бизнесмена Игоря Иванкова, который ранее руководил ОАО «Днепрогаз». Он стал широко известен после взрыва газового оборудования в жилом доме в 2007 году, в результате которого погибли 23 человека и пострадали ещё 430. Рядом с Иванковым на скамье подсудимых тогда оказался его первый заместитель Максим Сорокин. Он отсидел 3,6 года в колонии, а затем объявился в уже российском Крыму. Сначала в качестве первого заместителя директора ГУП РК «Крымгазсети» ГУП РК «Крымгазсети», затем он стал первым заместителем генерального директора ПАО «Севастопольгаз».

Жители Севастополя неоднократно жаловались властям на сильно завышенные тарифы ПАО «Севастопольгаз».Жители Севастополя неоднократно жаловались властям на сильно завышенные тарифы ПАО «Севастопольгаз».Фото: Вадим Ахметов/URA.RU/TASS

К слову, на деятельность Сорокина в 2018 году жаловались работники газовой отрасли от лица профсоюза. Суть обвинений в том, что он и директор ПАО «Севастопольгаз» Марат Козлов лоббируют интересы подконтрольных им коммерческих структур, которые продают газ абонентам по завышенным ценам. Кроме того, сам Козлов был косвенно связан с офшорами: он совместно с кипрским ООО «Полимерус трейдинг лимитед» являлся соучредителем двух юрлиц.

Илья Авласевич, ставший гендиректором ПАО «Севастопольгаз» после Козлова, в 2023 году заявлял, что четыре крупных акционера владеют по 10-18 процентов акций, остальные принадлежат городу (25,1 процента) и 275 акционерам – физическим лицам. Судя по открытым данных о собраниях управляющего состава ПАО, одним из этих ключевых акционеров до последнего времени оставался сын Игоря Иванкова, Виктор Иванков, представители интересов которого на совете директоров периодически менялись. Официально он перестал владеть своей долей в 10 процентов акций 16 сентября этого года, за месяц до национализации.

Остальными крупными акционерами были Александр Волошин, Игорь Полудюк и некая ООО «ВИД – ГАЗ» (её в совете директоров представляла Евгения Гоц). Последняя, которая принадлежит в равных долях Игорю Иванкову и его жене Ольге, владела 8,9 процента акций. Руководит ею, кстати, Анна Полудюк.

Игорь Полудюк, которого СМИ называют другом семьи Иванковых, месяц назад нарастил долю акций до 23 процентов (ранее у него было 19,5 процента), так же, как и Александр Волошин, который ранее не имел каких-либо серьёзных финансовых активов и до последнего времени занимал должность замдиректора по кадровым вопросам ПАО «Севастопольгаз» (ранее он владел 16,5 процента акций). У Марии Юрковой, родной сестры Ольги Иванковой, которая в настоящее время проживает в Испании, было 2,4 процента акций.

Таким образом, Иванковы, которые с 2019 года живут в Австрии и отдыхают в ОАЭ, контролировали через доверенных лиц более 57 процентов акций крупнейшей ресурсоснабжающей компании города федерального значения. Теперь силовикам предстоит выяснить, сколько именно денег утекало мимо бюджета на европейскую вотчину олигарха.