События на Украине запустили передел мирового рынка продовольствия. Одними из первых это ощутят производители подсолнечного масла. Украинские поставщики этого продукта преобладали в КНР, но их дальнейшее присутствие в Поднебесной поставлено под вопрос. Восполнить дефицит продовольственных товаров полуторамиллиардному Китаю поможет Россия. В ответ южный сосед окажет содействие в ослаблении санкционного давления на РФ.
С момента начала российской спецоперации на Украине Китай оказался среди немногих стран, озвучивающих неоднозначную позицию. С одной стороны, он воздерживается от голосования за или против во время заседаний Совбеза ООН, посвящённых последним событиям, призывая все стороны проявлять сдержанность и продолжать диалог. С другой – открыто не высказывается в поддержку целостности Украины и отказывается присоединяться к западным санкциям, направленным против России.
Но такая ситуация возникла не впервые. Напомним, КНР воздержалась от голосования во время штурма Алеппо в 2016 году и после присоединения Россией Крыма.
Объясняется это тем, что Китай «всегда на своей стороне и в первую очередь ориентируется на то, что выгодно ему», отметил в беседе с «Октагоном» эксперт по Китаю, член генерального совета Российско-азиатского союза промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шёлкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономного района Максим Спасский.
– Китай – большая многонациональная страна, у которой существует множество как внутренних, так и внешних проблем. И часто обтекаемые формулировки из уст китайского руководства, которое не приветствует в открытую признание ДНР и ЛНР, нашу спецоперацию, совсем не значат, что КНР нас не поддерживает. На данный момент Китай – наш идеологический партнёр: у нас одинаковые векторы движения, наши лидеры схожи во взглядах, у них хороший личный контакт. А с США у Китая непримиримые противоречия, – пояснил собеседник.
Экономическая переориентация
Если сила Соединённых Штатов в печатном станке, изготавливающем доллары, которыми Америка подкрепляет «любую свою внешнюю операцию, свой промах или ошибку», то стратегия Китая заключалась в становлении страны в качестве мировой фабрики. Однако Штаты «санкциями, историей с Huawei» и прочим показали, что не хотят этого лидерства, продолжает Максим Спасский.
Россия, по его мнению, в этих тройственных отношениях обладает двумя ключевыми рычагами. Во-первых, это ситуация с Тайванем. Если в ближайшее время она разрешится силовым путём, то РФ «может спать спокойно: США тут же начнут с нами заигрывать по всем введённым санкциям, пытаясь разделить Россию и Китай».
В этом случае Владимир Путин и Си Цзиньпин, скорее всего, поддержат друг друга.
Второе направление – ресурсы, прежде всего продовольствие. Китайские власти очень чутко реагируют на события, влияющие на доступность продуктов, и колебания цен, ведь прокормить полтора миллиарда человек – задача сложная. Поэтому руководство страны обеспокоено перспективой ухода с местного рынка украинских производителей подсолнечного масла – боевые действия остановили сельскохозяйственный процесс в Незалежной. Под контролем и другие продовольственные товары.
По словам Максима Спасского, от китайских партнёров ежедневно поступают заявки на поставку молока, масла, мяса и зерна, а сам Китай открывает импорт со всех регионов, несмотря на действующие пока ограничения на ввоз.
– Думаю, к новому урожаю мы увидим, как продукты из России потекут в Китай. В последние годы там усиливается тренд на бережное отношение к продуктам питания, напоминающий то, что было в России после войны, с лозунгами типа «Хлеб всему голова», – подчеркнул эксперт.
«В Китае полтора миллиарда населения, и если оно начнёт голодать, то никакие репрессивные меры не помогут. Поэтому у Китая задача номер один – накормить своих жителей. И тут Россия является главным помощником и партнёром».
Максим Спасский
член генсовета Российско-азиатского союза промышленников и производителей
Те же энергоресурсы, от которых отказались США и отказывается Европа (нефть, газ и прочее), по его мнению, позволят КНР совершить промышленный рывок. В частности, Китай испытывает энергетический кризис, помочь преодолеть который способны строящиеся на территории РФ совместные предприятия.
Как рассказала «Октагону» руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольга Беленькая, Россия за последние годы быстро наращивает товарооборот с Китаем. На КНР приходится около 30 процентов экспорта российской нефти, на ЕС – около 47 процентов (в 2012 году – 67 процентов). По газу ЕС является основным потребителем РФ, отметила эксперт.
– Бедную Европу дербанят, но она ещё этого не поняла. Этот санкционный экстаз, который испытывают, вводя всё новые и новые санкции, свидетельствует только о неадекватности этих людей, потому что, живя в стеклянном доме, кидаться в соседа кирпичами нелогично. И если совсем недавно было ещё, условно, четыре центра силы, то в ближайшее время их останется два, – прогнозирует Максим Спасский.
Китайские власти очень чётко реагируют на доступность продуктов и цены на рынке, прокормить полтора миллиарда населения Поднебесной – задача сложная.Фото: WU HONG/EPA/TASS
Однако переориентировать экспорт энергоресурсов на Китай – задача не из лёгких, поскольку трубопроводная инфраструктура рассчитана в основном на европейский рынок. Нужно строить новые нефте- и газопроводы, а это дорогой и небыстрый процесс. Альтернативный вариант, по мнению Ольги Беленькой, – строительство заводов по сжижению газа, но и это требует времени.
В свою очередь Китай, по её словам, может относительно легко заменить вводящие санкции страны в плане поставок продукции лёгкой промышленности, автомобилей, а также потребительской электроники. Хотя для экспорта в Россию некоторых изделий, изготовленных с использованием американских комплектующих и технологий, может потребоваться разрешение властей США.
– В то же время трудно будет заменить европейских и американских поставщиков в авиационной промышленности, полупроводниковой базе, медицинских изделиях и лекарствах, – добавила Ольга Беленькая.
В целом эксперты сходятся во мнении, что экономические отношения с Китаем продолжат укрепляться и развиваться, и благодаря ограничительным мерам переориентация на азиатский рынок произойдёт в несколько раз быстрее, чем было до этого. Однако для полноценной перестройки потребуется время.